Юлия Тутина, «АиФ»: — Ольга Юрьевна, в начале сентября дети опять наденут школьную форму. Идут разговоры о том, что необходимо ввести единый стандарт формы для всех школ страны, как это было в СССР. Вы эту идею поддерживаете?
Ольга Васильева: — Уверена, что никакой необходимости в единой школьной форме нет. Более того, она невозможна. Сегодня каждая школа страны имеет свой стандарт формы. Традиционно это тёмная юбка, пиджак, жилет и светлая блузка для девочек и такой же стандарт, но с брюками — для мальчиков. Этого вполне достаточно. Все детки идут нарядными, приятно посмотреть. Зато очень важно выдерживать некий стандарт по цене. Школьная форма должна быть по карману каждой семье. И это следует жёстко отслеживать.
Ученики должны учиться традиционными, проверенными многими годами практики способами — читать бумажную литературу, писать ручкой, считать в уме.
— Прочитала, что вы предложили заменить письменные принадлежности клавиатурой. Это действительно более современно: не писать, а печатать?
— Хочу подчеркнуть, что я никогда не предлагала заменить ручку клавиатурой! Это глупость и дикость! И домыслы каких-то невнимательных журналистов, не больше. В некоторых странах уже делались подобные попытки, и они доказали полную несостоятельность этой идеи! Дети должны учиться правописанию! Это в первую очередь необходимо для развития мелкой моторики. И вообще отмечу, что при всей важности развития такого проекта, как «Электронная школа», он всё же в первую очередь направлен на учителей. Именно они выбирают, какие электронные уроки показывать детям. И это, особенно в условиях провинции, очень полезно. Потому что только так дети, лишённые возможности поехать, например, в Санкт-Петербург, имеют возможность побывать в залах Эрмитажа. Так они могут услышать уроки самых продвинутых и интересных педагогов страны. Но сами ученики должны учиться традиционными, проверенными многими годами практики способами: читать бумажную литературу, писать ручкой, считать в уме.
Пятибалльная система существует в нашей стране 75 лет. Подобная же система используется во многих других странах.
5 баллов достаточно
— Сейчас идут разговоры о переходе на двенадцатибалльную систему оценок в школе взамен нынешней пятибалльной. Мол, в реальности часть оценок вовсе не используется, например, единица. Каково ваше отношение к этой идее?
— Пятибалльная система существует в нашей стране 75 лет. Подобная же система используется во многих других странах. Идеи перехода на другие системы витают постоянно. Сейчас обсуждение стало более активным. Кто-то предлагает использовать в качестве оценки даже ноль, кто-то — дойти до стобалльной системы, чтобы максимально приблизиться к системе оценок в ЕГЭ. Но все инициаторы при этом не готовы предложить чёткие критерии для своих новых систем. Никаких серьёзных предложений пока не поступает. Я лично хочу напомнить, что в XIX в., когда в стране действовала иная система оценок, каждый выставляемый балл четко был расписан. И оценки ставились только за домашние задания, но никак не за творческую работу на уроке. Я не вижу необходимости в переходе на иную оценку знаний. Думаю, что дальше дискуссий дело не пойдёт.
Инклюзивное образование надо восстанавливать, надо поддерживать. Если в обществе изменится отношение к детям и людям-инвалидам, то это общество изменится само!
— Дети с задержкой в развитии в этом году пойдут в обычные школы или в коррекционные? Нужно ли сохранять систему инклюзивного образования?
— Моё чёткое мнение таково: там, где существуют коррекционные школы, классы, их следует сохранить. Мне было очень горько узнать, сколь низок в этом году был конкурс в вузах на специальность «дефектология». Это недопустимо, что столь важная специальность, которая к тому же имеет такие глубокие традиции в нашей стране, оказалась столь непрестижной. Это тем более недопустимо в том свете, что рост аутизма в процентном соотношении во всём мире и в нашей стране очевиден. Инклюзивное образование надо восстанавливать, надо поддерживать. Если в обществе изменится отношение к детям и людям-инвалидам, то это общество изменится само!
— Многие родители первоклассников задаются вопросом: чем их встретит школа? Говорят, масса ошибок в учебниках, странные предметы... Как их успокоить?
— Поверьте, все нормальные родители волнуются, когда ведут своего ребёнка в школу впервые. И это нормально и даже очень хорошо. Хочу вас успокоить: согласно серьёзнейшим иностранным исследованиям PISA, которые проводились в этом году в московских школах, наша начальная школа лучшая в мире. Главное, что должен сделать родитель, — это постараться выбрать для своего ребёнка учителя. Идите не в школу, а к педагогу. Именно так вы поможете ребёнку максимально быстро и легко адаптироваться, а потом дать лучший результат. Только хороший педагог научит вашего ребенка усидчивости, — непременному условию хорошего образования — даст нужный набор базовых знаний. Первоисточник всего — это хороший педагог!
— Московское образование явно сделало невероятный рывок, много победителей олимпиад. В чём причина?
— Действительно, сегодня треть из 5 тыс. детей, вышедших в заключительный этап Всероссийских олимпиад, — это московские школьники. Причина? В первую очередь в том, что столичный мэр Сергей Собянин активно и планомерно выступает за улучшение качества образования в городе. В Москве идёт активная работа по выравниванию школ по качеству образования. Вовсе не обязательно учиться в элитной школе, чтобы достичь серьёзных успехов в учёбе. Сегодня эту возможность имеет любой московский ребёнок. В столице активно идёт повышение квалификации педагогов, у них достойная оплата труда, строятся новые школы. Всё это привело к таким успехам.
Смотрите также:
- Директор лучшей школы РФ: «Для сдачи ЕГЭ никакой репетитор не нужен» →
- Как нам вырастить своих Джобсов и Гейтсов? →
- Лучшая школа Москвы: в чем ее секрет? →