И процесс оптимизации продолжается. В начале июля жителям удмуртской деревни Иж-Бобья объявили о том, что сельская школа будет закрыта. Неравная борьба людей с чиновниками длится уже 3 года и, судя по всему, будет проиграна. Несмотря на обращения жителей деревни в Министерство образования, Народный фронт и прочие инстанции с просьбами оставить детям хотя бы школу (детсад уже давно закрыли), бюрократы словно ослепли и оглохли, проявляя заботу, увы, не о детях, а о деньгах: малокомплектную сельскую школу содержать дороже городской. На сельском сходе, собранном главой района, 74 жителя из 76 проголосовали за школу (по закону закрыть школу на селе можно только по решению сельского схода), и районная власть начала готовить документы на... ликвидацию. После этого семьям с детьми останется только уехать из деревни, а старики будут брошены.
Такие истории не редкость. Но вот парадокс: Минобрнауки буквально на днях объявило о новой программе по строительству в регионах более 14 тыс. новых школ. Градус некомпетентности чиновников ведомства дошёл до того, что левая рука не знает, что делает правая?
«Безусловно, новые школы нужны, - считает Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. - Сейчас количество детей в детских садах постепенно становится больше, чем число школьников первых классов. 3 года мы вкладывали 50 млрд руб. в строительство детсадов. Нельзя сказать, что блестяще справились с этой затеей. Очередь в детские сады существует (хотя в майских указах президент ставил задачу полностью ликвидировать её к 2016 г. - Ред.). С 2016 г. планировалось строительство новых школ, чтобы ликвидировать хотя бы третью смену».
Но вот построят ли их - большой вопрос. «Минфин настаивает на том, чтобы в бюджете на 2016 г. пока не осуществлять таких инвестиций в крупные проекты за счёт средств федерального бюджета, - продолжает Ирина Абанкина. - В федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг., насколько я знаю, расходы на строительство тоже не предусмотрены».
Назад, в 1913-й?
Получается, чиновники от образования демонстрируют нам свои благие намерения и только? Одна инициатива сменяет другую, после очередной программы пишут новую, кто-то получает премии за креативность... А на деле ситуация в образовании только ухудшается. И если в отношении школ ещё строятся планы (пусть и на бумаге), то по поводу резкого уменьшения доступности высшего образования никаких сомнений уже нет.
«Ещё в 2008 г. Минобрнауки уверяло: количество вузов в стране нужно сократить с 1 тыс. с небольшим до 150-200, то есть до уровня 1913 г.! - говорит Олег Смолин, 1-й зампред Комитета Госдумы по образованию. - Судя по всему, эту задачу нынешнее министерство намерено довести до конца. Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг., предполагается закрыть 40% вузов и 80% филиалов! Конечно, в России есть вузы, которые можно и нужно закрывать, но хочется спросить: с какого потолка и при помощи какого пальца взяты эти показатели? Разве не очевидно, что после массового закрытия филиалов судьба «неперспективных деревень» постигнет малые города, из которых массово будет уезжать молодёжь? Что это - ликвидация грамотности? Стоит ли после этого удивляться тому, что, по данным ВЦИОМ, 48% опрошенных уверены: в советское время учили лучше».
Согласно демографическим прогнозам, к 2025 г. число обучающихся в общеобразовательных организациях возрастёт на 3,5 млн человек. Дети вырастут, закончат школы, и опять будем строить вузы? В своё время так же позакрывали детсады, теперь никак не могут отстроить. Так не ломайте вы хотя бы то, что не вами создано!
Демографические процессы развиваются волнами. После нынешнего подъёма предполагается опять некоторое снижение численности школьников и студентов. Снова будем закрывать? Или министр Ливанов думает, что в вузах большинству детей учиться ни к чему - достаточно среднего образования? Оно и понятно: необразованной толпой управлять легче. Невежественные люди не будут возмущаться своим унылым положением, во всём поддерживая чиновников. «Ещё Отто Бисмарк говорил, что войны выигрывают не генералы, а школьные учителя», - напоминает Олег Смолин. Если и дальше так пойдёт, то все будущие войны - реальные или виртуальные, холодные или информационные - будут нами проиграны.