Различная направленность линий вызывает разные эмоциональные ощущения. Об этой особенности зрения знали древние художники, которые использовали линии для усиления эмоционального воздействия своих картин. Эти же принципы композиции используют и современные фотографы.
Вертикальные линии ассоциируются со стволами деревьев, с чем-то мощным, надёжным, монументальным. Даже тонкий росток винограда на фоне деревянного забора воспринимается как крепкое и энергичное растение
Горизонтальные линии вызывают ощущение расслабленности, спокойствия, постоянства. Наиболее распространённая горизонтальная линия в пейзажных фотографиях – это горизонт. При съёмке не следует допускать частую ошибку начинающих фотографов, когда линия горизонта делит кадр ровно пополам. Изображение воспринимается наиболее гармонично, если горизонт делит кадр на одну треть и две трети. На фото 2 две трети кадра занимают цветники, которые были устроены на Красной площади, и одну треть – небо.
Диагональные линии придают изображению динамичность, иллюзию движения. Обратите внимание на работу знаменитого советского фотохудожника Александра Родченко (фото 3). В изображении превалируют диагональные линии. Это придаёт фотографии экспрессию, ощущение стремительности движения колонн демонстрантов.
Тот же приём можно использовать при съёмке растений (фото 4). Диагональное направление веток абрикоса в совокупности с цветением воспринимается как начало активного роста. Попробуйте мысленно расположить эти ветки вертикально или горизонтально – ощущение «роста» пропадёт.
Изогнутая линия, или изгиб, – наиболее естественная линия в природе: берег моря, тропинка в лесу, русло реки, свод пещеры и т. п. На фото 5 изображён клён ясенелистный. Крона опасно склонилась над пешеходной дорожкой, но, глядя на снимок, зритель не чувствует этой опасности, он видит лишь изящный и необычно изогнутый ствол дерева.
Смотрите также:
- Растения видят нас! Как учёные открыли способность флоры чувствовать свет →
- Кошки, собаки и лошади чаще страдают от ожирения, чем люди →
- Гармоничное фото. Как использовать «правило третей» →