На эти и другие вопросы ответил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
«ВПР — это не оценка учителей»
Юлия Борта, «АиФ»: — Анзор Ахмедович, осенью школьники писали Всероссийские проверочные работы. Этой весной уже не придётся?
Анзор Музаев: — Весной будут писать. Никто не говорил осенью, что весенний этап Всероссийских проверочных работ (ВПР) отменят.
— Что изменится в организации?
— В этом году у каждой школы есть своя, индивидуальная по всем предметам, школьная проверочная работа. Раньше мы не могли на такое количество школ генерировать столько работ. Да и отношение некоторых учителей к этому вопросу нас поражало: как только они получали эту контрольную работу, она в считаные часы оказывалась в интернете. Неспроста мы сказали в этом году всем школам — пишите, когда вам удобно. Каждая школа получает свой вариант проверочной работы, который генерируется автоматически из банка заданий ВПР. И если он утекает в интернет, это ответственность отдельно взятой школы, и мы будем это отслеживать.
— В отношении ВПР было много критики. Учителя собирали подписи за их отмену. Мол, подготовка к ним отвлекает от обучения, учителей оценивают...
— Учитель знает, сколько часов в годовом плане отведено для аттестации и контрольных работ. Учитель свою контрольную просто меняет на нашу ВПР, когда считает нужным.
Когда говорят, что учителям приходится натаскивать детей на написание ВПР, у меня вопрос: зачем? Учитель считает, что контрольная оценивает не знания детей, а его? Это неправильно. Наш посыл: проверочная работа должна проводиться объективно. Мы не оцениваем учителей и не считаем пятёрки. Рособрнадзор не рекомендует, чтобы оценка влияла на отметку в четверти или на итоговую оценку, при переводе в другой класс. Но окончательное решение вопроса отдано на усмотрение школ. Ведь есть и другой момент. Пока не замаячит контрольная или экзамен, многим детям сложно собраться и серьёзно заниматься.
— ЕГЭ по информатике уже в этом году пройдёт на компьютере. А ВПР?
— Да, в ближайшем будущем мы планируем перевести ВПР в формат компьютерной сдачи. В рамках нацпроекта в школах устанавливается оборудование. Используя его, мы можем добиться максимальной объективности. В каждом компьютере или классе может быть установлена камера. С развитием цифровых процедур будет меняться и психология.
В 90-е годы медали в школах, красные дипломы вузов раздавались направо и налево. Считалось, кроме большого дома и машины детей надо обеспечить золотой медалью и красным дипломом. Тогда жизнь удалась. Сейчас отношение меняется, всё больше родителей и учеников понимают, что важнее качественное образование.
ЕГЭ обсудят дети
— Как будут проходить контрольные работы, которые проведут в 9-х классах вместо ОГЭ?
— Решили, что они будут составлены по модели ОГЭ. Школьники ориентировались именно на этот экзамен, готовились к нему. Предмет 9-классники смогут выбирать сами. Задания для контрольных будут браться из открытого банка заданий. Можно будет отказаться от каких-то из них. Но решать это будет не конкретная школа, а регион. Регионы смогут устанавливать и свою шкалу оценки таких работ.
В марте будет сформирована нормативная база. Надеемся, что основная часть регионов возьмёт работу целиком. Это полезно, чтобы определиться, над чем ещё два года работать, готовясь к ЕГЭ. Дети должны понять, что объективная оценка нужна им самим.
— Бывает, дети и учителя жалуются: на реальном ЕГЭ задания сложнее, чем в демоверсии.
— Сейчас готовится специальная экспертная группа из выпускников этого года. В апреле-мае они вместе с молодыми учителями в прямом эфире обсудят предстоящий экзамен и задания. А после экзаменов те же ребята дадут оценку прошедшего ЕГЭ: соответствовала ли сложность, качество и т. д. Плюс организуем чат, где другие дети смогут задавать нашей экспертной группе вопросы. В апреле мы традиционно опубликуем по одному варианту ЕГЭ этого года, их можно будет разобрать и обсудить. На ЕГЭ, понятно, будет другой вариант.
— В этом году ЕГЭ будут сдавать только выпускники, которые собрались поступать в вузы. Остальные напишут государственные выпускные экзамены. А отменить ЕГЭ не планируете?
— Нужен ли обязательный ЕГЭ для всех выпускников, должно обсуждать и решать экспертное сообщество. Прошлый год показал: 70 тыс. выпускников просто не пришли на экзамены, когда им дали такое право, хотя они заявились. Примерно 10% выпускников нужен был только школьный аттестат. В этом году цифра, скорее, будет аналогичной.
К 2030 г. процедура ЕГЭ трансформируется под влиянием цифровизации. Через 5–10 лет мы сможем объективно оценивать не только знание предмета, но и другие вещи.
Что засчитают в достижения
— Как это будет сделано?
— Обсуждаются разные модели зачисления абитуриентов в вузы. Одна из них предполагает, что достижения каждого ученика, в том числе с помощью ВПР, олимпиад, будут фиксироваться с 4-го класса. Это такая «копилка» для каждого ребёнка. Но не штрафных баллов. В неё не будут заноситься плохое поведение и двойки, только положительные вещи. Плюс внеучебная деятельность. Например, сейчас победы в олимпиадах засчитываются при поступлении только с 10—11‑го класса. В 7–8-м классе они ничего не дают, кроме того, что ребёнок получает грамоту как признание своих заслуг.
— Как тут оценить, настоящие ли это достижения или купленный диплом, самодеятельность?
— Раньше не было объективных данных о таланте ребёнка, то есть механизма, как грамоту за то или иное состязание оценить в баллах. Отчасти по этой причине история с портфолио при поступлении в вуз не приобрела большого развития.
Нужно определить общефедеральный перечень центров (спортивных, культурных, волонтёрских), которые получат право выдавать дипломы, засчитываемые в портфолио.
Больше 50% поступающих в вузы из регионов и села, где возможностей пополнять «копилку» личных достижений меньше, чем в столичных городах. Поэтому полностью отказаться от ЕГЭ мы не сможем. Иначе лишим права на получение высшего образования многих детей.
— Много споров по поводу мониторинга эффективности и аккредитации вузов.
— В этом году должен быть принят закон по новой модели аккредитации вузов. Главный ориентир — оценка базовых знаний студентов 2–3-го курса. Если студентами не осваивается минимум знаний по конкретным направлениям, то такая организация по результатам проверки должна быть лишена аккредитации. Аккредитация станет бессрочной. Рособрнадзор и Минобрнауки будут осуществлять контроль за организацией через мониторинги эффективности деятельности. Если показатели снизятся — это сигнал для руководства вуза обратить на них внимание, а для нас — более внимательно контролировать их работу.