Качественный подход. Как изменится система медицинского образования

Что ждёт выпускников медицинских и фармацевтических вузов, заканчивающих обучение в этом году, и когда в новую систему аккредитации вольются все медицинские работники? Этот вопрос обсуждался в ходе пресс-конференции, которая состоялась 4 февраля в пресс-центре «Парламентской газеты».

   
   

Что нового?

До 1 января 2016 года основой для допуска являлось обладание сертификатом специалиста, теперь кроме наличия медицинского или иного образования специалисту потребуется также свидетельство об аккредитации.

В Министерстве здравоохранения подчёркивают, что изменения не ограничатся простой сменой понятий – новая система должна стимулировать повышение качества подготовки врачей.

Как рассказала журналистам директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семёнова, переход на иную систему допуска к профессиональной деятельности медработников был предусмотрен ещё в Федеральном законе №323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Было решено внедрять систему поэтапно. В течение нескольких лет Минздрав работал над созданием принципиально нового механизма. Непосредственная реализация новых подходов к медицинскому образованию была начата в 2011 году. В связи с этим первыми, кому предстоит пройти аккредитацию в 2016 году, станут выпускники стоматологических и фармацевтических вузов, срок обучения которых в соответствии с федеральными государственными отраслевыми стандартами составляет 5 лет. Для выпускников медицинских вузов остальных специальностей аккредитация начнётся с 2017 года.

Три уровня

Аккредитация предусматривает три уровня. Эти уровни специалист должен будет пройти последовательно, и несдача первого испытания означает несдачу экзамена в целом.

На первом уровне специалиста ждут тестовые задания, подготовленные представителями профессионального сообщества. Электронная система произвольным образом выбирает из базы три задания. Кстати, все задания для фармацевтов и стоматологов – а их более 3 тыс. для каждой из специальностей – уже размещены на сайте Минздрава и больше изменяться перечень не будет.

На втором уровне специалисту нужно будет продемонстрировать практические навыки на симуляторах. На третьем – решить несколько кейсов. Принимать экзамены будут представители профессионального сообщества.

   
   

Что касается аккредитации уже работающих врачей, то проводиться она будет на основе системы непрерывного медицинского образования. При этом аккредитационная комиссия будет оценивать специалиста на основе анализа профессионального и образовательного портфолио.

Распределение возвращается?

Несмотря на определённые положительные сдвиги в сфере медицинского образования, некоторый дисбаланс как между количеством медработников в сельской местности и в городе, так и между амбулаторным и поликлиническим звеном все же сохраняется. В связи с этим в последнее время всё чаще можно слышать разговоры о возврате системы распределения молодых специалистов, которая успешно действовала в советское время. Поговаривают даже о том, что в Минздраве разрабатывается нормативный акт, запрещающий молодым врачам работать в частных клиниках.

Как выяснил «ЛекОбоз», возврата к старой распределительной системе не будет. «Распределение было в советской системе. Её не вернёшь», – считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, заслуженный деятель науки Людмила Козлова. Как же сделать так, чтобы не было дефицита кадров? Ответ на этот вопрос Людмила Козлова видит в заключении целевых договоров.

Кроме того, врачей надо стимулировать, считает Любовь Козлова. Например, предоставляя жильё или жилищный сертификат, как это происходит у военно­служащих. «Поскольку ни один врач не сможет купить квартиру на свою зарплату, даже если будет работать 20 лет», – подчёркивает она.

Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов напомнил, что в принятом недавно законе об образовании предусмотрены целевой приём и обучение. В нём зафиксированы обязательства и студента, и организации, в которой он будет работать, что повышает эффективность данного инструмента. Говоря о росте зарплат, Климов подчёркивает, что обязательства по повышению оплаты труда преподавателей вузов отражены в дорожных картах, которые имеются в каждом министерстве и за соблюдением которых ведётся тщательный контроль.

О заложенном в новом образовательном стандарте механизме по устранению кадрового дисбаланса между уровнями оказания медицинской помощи рассказала Татьяна Семёнова. В 2011 году было решено, что такой уровень послевузовского образования, как интернатура, завершает своё существование в 2016 году, напомнила она. Через процедуру аккредитации можно будет допустить выпускников медицинских вузов работать на определённых должностях без получения постдипломной ступени. Таким образом, в определённой степени решается кадровая проблема, но основная задача – устранение кадрового дисбаланса между медучреждениями первого и второго уровня.

«Выпускники не мечтают работать врачом, поликлиническим терапевтом или педиатром. Все мечтают о том, чтобы попасть после вуза в стационар, – сказала она. – При этом сегодня проходит пересмотр программы, чтобы вернуть суб­ординатуру».

Ещё один вызов, стоящий перед системой медицинского образования, – повышение престижа профессии. По мнению Климова, повысить престиж можно путём повышения уровня оплаты труда.

Академик, профессор, президент Российского дома милосердия, главный редактор газеты «Вести медицины» Борис Нувахов придерживается несколько иного мнения.

«Врачом не каждый может быть. Врач – это тот человек, кому надо рассказывать всю правду и доверять, как самому себе». Разрешать же человеку обучаться на врача можно только по рекомендации.