В сентябре планируется утвердить ГОСТ на школьную форму. Она должна соответствовать деловому стилю, разрешается использовать только школьную символику. Но станут ли этого ГОСТа придерживаться школьники, а учителя — неукоснительно требовать его соблюдения? Или если ребенок пришел в школу и учится, то уже хорошо? Тем более что многие покупают школьную одежду, исходя из финансовых возможностей, а не школьного стиля.
— Определенные требования к школьной форме имеют свои плюсы и минусы. К примеру, если все ученики должны одеваться одинаково, то можно, условно говоря, закупать форму оптом на весь класс. И это выйдет сильно дешевле, чем приобретать по отдельности каждую из вещей. В нашей школе это практикуется в некоторых классах начальной школы по решению родителей.
Второе преимущество школьной формы — отсутствие социальных различий. Если один ребенок носит одежду дорогих брендов, а другой надевает что-то попроще, это может создавать напряжение в классе.
Еще один плюс — формирование корпоративной культуры. Если есть форма, то соблюдать принятый дресс-код проще.
Однако слишком жесткие требования не дают возможности самому научиться следовать определенному стилю в одежде. Мы готовим наших школьников к тому, что они будут работать в ведущих корпорациях, серьезных учреждениях. И нужно понимать, в чем туда можно прийти. Допустим, в нашей школе нет жестких требований к фасону и цвету. Принят повседневный деловой стиль. Это может быть и костюм, и пуловер, свитер, брюки или джемпер. Можно ходить в джинсах, но, разумеется, однотонных и не рваных. Неприемлемо что-то вызывающее — глубокие вырезы, очень короткие юбки или шорты, надписи на иностранных языках, нарочито броское и яркое, от чего будет снижаться и рассеиваться внимание у окружающих, ученики станут больше «застревать» взглядом на яркой одежде, чем смотреть на то, что происходит на доске. Безусловно, недопустимо приходить на уроки в спортивном костюме и шлепанцах.
И в то же время, вводя требования к школьной форме, необходимо оставить определенную свободу действий, чтобы школьник и родители могли экспериментировать в этих рамках допустимых требований, менять свой стиль, пробовать различные подходы.
Мне кажется, что запретить легко, а вот выработать вкус, чувство стиля не так просто. В конце концов, ребенок может прийти в недопустимом виде и получить обратную связь — это часть воспитательного процесса. И лучше они этот урок получат здесь, в школе, а не на собеседовании в крупной компании, в которую они мечтают поступить.
Есть еще одно очень важное правило. Если мы, педагоги, требуем что-то от детей, то готовы ли сами одеваться в соответствии с корпоративным стилем? Готовы ли родители соответствовать при входе в школу этим требованиям? Если нет, то надо договариваться и приходить к компромиссу.