Фармация идёт учиться. Как восполнить дефицит непрерывного образования

Аккредитованное мероприятие для провизоров – событие в полном смысле этого слова. С 1 июля 2016 года таких встреч было не меньше пятидесяти, и лишь несколько из них проходили онлайн.

   
   

В конце апреля корреспонденту «Лек­Обоза» удалось принять участие в первой региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы практической фармации. Реализация непрерывного фармацевтического образования». Аккредитованная конференция проходила в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И. П. Павлова. Участники приезжали из Москвы, Подмосковья, Владимира…

Как проводить ликбез

Первая проблема непрерывного медицинского и фармацевтического образования – слабая информированность. Точнее, информированность неравномерная. В одних регионах в 36‑часовых учебных программах принял участие уже почти каждый выпускник 2016 года. А в других о непрерывном медицинском и фармацевтическом образовании (НМФО) слышали считаные единицы. Значительное число специалистов не знают, хотя до 1 января 2021 года и продолжают выдавать сертификаты, но посещать аккредитованные конференции и ежегодно повышать квалификацию уже обязательно для всех, кто получил свой сертификат после 1 января 2016 года.

Ликбез в эпоху социальных сетей? На первый взгляд это легко и просто. Уже больше года работает группа ВКонтакте, созданная весной прошлого года. Декан факультета дополнительного профессионального образования РязГМУ Мария Фомина, организовавшая её, ежедневно отвечает на вопросы провизоров и врачей. А недавно в группе появился тысячный участник – выпускница фармфака, прошедшая свою первую аккредитацию летом 2016 года. Новым проектом по оперативному оповещению о новостях непрерывного образования, в том числе размещаемых в группе, стал созданный сотрудниками факультета Telegram-канал.

И всё же факультет дополнительного профессионального образования соцсетями не ограничился. Менее чем за год Мария Фомина и её коллеги объездили всю Рязанскую область и значительную часть Подмосковья. В разных больницах и поликлиниках врачи реагировали по-разному. Где-то с первых же минут активно задавали вопросы, где-то с безучастным видом сидели даже те, кто включился в систему непрерывного образования меньше года назад. Но на вопрос «Кто получил сертификаты в 2016‑м?» – поднимался лес рук.

Ещё 5–10 лет назад фармация и медицина мечтали о непрерывном образовании. Но как только мечта стала воплощаться в жизнь, энтузиазм стал угасать.

   
   

Самостоятельность: минус или плюс?

У системы НМФО есть особенность, которую нельзя назвать ни однозначным минусом, ни безусловным плюсом. Или же стоит считать и тем и другим одновременно. Речь идёт о самостоятельности.

«Пока специалист не создал личный кабинет на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования и не составил свой индивидуальный план, все наши усилия напрасны», – обратила внимание участников научно-практической конференции Мария Фомина. А перед этим, в начале встречи, прозвучали такие вопросы: если специалист, получивший сертификат в 2016‑м, не вступит в систему НМФО и не будет набирать баллы, может ли он в 2020 году снова пройти традиционное повышение квалификации и вновь получить сертификат?

Такие заблуждения – серьёзная трудность роста для системы непрерывного образования. Врач и провизор часто даже не пытаются изучить нормативные документы (в чём специалистов винить трудно), но безоговорочно доверяют словам знакомых. Иногда единственный шанс узнать правду – семинар или конференция по НМФО.

Самостоятельность может стать и веским доводом «за». «В зале всегда встречаются один-два человека с резко негативным отношением. Но это надо перебороть. Когда рассказываешь врачам, что теперь они сами выбирают свою учебную программу, отношение становится другим», – говорит руководитель Центра адаптации молодого специалиста в системе НМО, заместитель декана факультета дополнительного профессионального образования Наталия Перегудова.

Вместе с пониманием возможности выбора у специалистов появляется интерес и элемент соревновательности. Доктора, особенно мужчины, забывают о том, как ещё полчаса назад в штыки воспринимали новую систему обучения, и уже состязаются с коллегами в качестве и количестве полученных знаний. Правда, вначале негативные суждения тоже активнее высказывают именно джентльмены.

«Скорая помощь» для здравоохранения

Одно из достоинств непрерывного образования – возможность оперативно отреагировать на потребности медицины. Проблема сердечной недостаточности – одна из самых серьёзных для нашей страны. В РязГМУ разработана 36‑часовая программа по вопросам диагностики и лечения этого заболевания для кардиологов, терапевтов, врачей общей практики и скорой медицинской помощи. В 2017 году по ней прошли обучение более 40 врачей.

Слишком позднее выявление онкозаболеваний тоже остаётся серьёзной проблемой. Для её разрешения университет подготовил целый ряд учебных программ, в том числе для диагностических специальностей, таких как клиническая лабораторная диагностика, рентгенология и ультразвуковая диагностика, а также для врачей первичного звена здравоохранения. Так, по программе «Раннее выявление онкологических заболеваний» врачи-терапевты обучались уже в 2016 году, когда аккредитация только-только стартовала.

Реагировать на вызовы времени может и фармобразование. «Из-за значительного интереса к проблеме фальсификации лекарственных средств мы выбрали эту тему как одну из наиболее актуальных для фармации для перво­очередной разработки программы повышения квалификации», – рассказывает декан фармацевтического факультета РязГМУ Ирина Григорьева. Программу, посвящённую проблеме фальсификации, провизоры не просто выполнили – они ждали каждого занятия. Даже руководители аптечных организаций приняли в них участие.

Ещё одна задача НФО – своевременно знакомить аптечного работника с болезненным для него вопросом – изменениями законодательной базы. Неслучайно на самой первой региональной конференции выступили руководитель территориального органа Росздравнадзора по Рязанской области Татьяна Болдырева и председатель правления Профессиональной ассоциации фармацевтических работников Рязанской области Валентина Греченко.

Татьяна Болдырева обратила внимание провизоров на особенности нормативно-правовой базы, регулирующей контрольно-надзорные мероприятия в аптечных организациях. Валентина Греченко рассказала о ключевых и не всегда однозначных положениях стандарта Надлежащей аптечной практики – сегодня это вопрос номер один для фармспециалиста.

Как быть с финансами

Платность – именно благодаря ей непрерывное образование рискует превратиться из мечты в бремя. Приказ, детально описывающий технологию непрерывного образования и обязывающий работодателя ежегодно направлять сотрудника на обучение (а следовательно, и оплачивать его), пока ещё в стадии обсуждения. А законодательную формулировку «обязан предоставить условия для обучения» из Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» трудно понять однозначно.

Как быть, например, врачу, у которого несколько специальностей, а его лечебная организация готова оплатить учёбу лишь по одной? Конечно, для возвращения в профессию есть профессиональная переподготовка – 504 или 576 учебных часов. За это время доктор восполнит тот объём знаний, который дала ему ранее интернатура или ординатура. Так можно не только вернуть утраченную специальность, но и приобрести дополнительную. Через эту процедуру проходят и возвращающиеся в медицину сотрудники фармкомпаний – медпредставители.

Самое главное, чтобы проходить переподготовку не обязали специалистов, которые не набрали свои баллы в назначенный срок по уважительной причине. Например, молодых мам, только что вышедших из декрета, или выздоровевших после длительных болезней, а также демобилизовавшихся из армии врачей и провизоров.

Как поступать в таких ситуациях, на уровне законодательства ещё не решено. Пока специалистам рекомендуют участвовать в онлайн-вебинарах и изучать электронные модули.

А вот проблема платности, кажется, находит своё решение. Вступивший в силу в четвёртом квартале 2016 года приказ Минздрава России № 575 дал возможность направлять средства территориальных фондов ОМС на повышение квалификации врачей и даже провизоров. Это позволяет хотя бы частично снять со специалистов и организаций бремя оплаты обучения – и многие уже смогли воспользоваться законодательным новшеством.

Так средства, поступившие в фонд ОМС в виде штрафов, возложенных на поликлиники и больницы, постепенно возвращаются в медицину… Быть может, через год или два изменится и другая статистика – например, смертность от тех заболеваний, своевременно диагностировать и качественно лечить которые докторов обучали в новой системе повышения квалификации.