Эксперимент для вузов. Как теперь будут учиться в университетах?

© / Юлия Шпак / АиФ

С нового учебного года начинается тестирование новой национальной модели высшего образования. Соответствующий указ подписал президент. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

   
   

Aif.ru разобрался, что изменится, в том числе для тех, кто будет поступать в университеты уже в этом году.

В каких вузах начнётся эксперимент?

В пилотном проекте примут участие 6 вузов, которые организуют приём на обучение по новой системе. Это Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), НИТУ «МИСиС», Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Сейчас Минобрнауки России прорабатывает варианты информирования абитуриентов о тех отличиях, которые могут появиться в правилах поступления. «Могу заверить, что никаких кардинальных отличий с точки зрения ЕГЭ или других принципиальных моментов в этом случае не будет. И конечно, это будут дополнительные возможности для абитуриентов», — подчеркнул глава Минобрнауки Валерий Фальков.

Эксперимент продлится три года. По результатам тестирования лучшие практики будут распространяться для последующего перехода на новую систему уже всех учреждений высшего образования.

В чём суть новой системы?

Согласно документу, предлагается два уровня образования — базовое и специализированное (магистратура). Сроки получения базового высшего образования — от 4 до 6 лет, магистратуры — от 1 до 3 лет (в зависимости от направления подготовки, специальности и/или профиля подготовки либо от конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы). Обучение в магистратуре после базового высшего образования не будет считаться вторым высшим.

   
   

Аспирантура выделена в отдельный уровень профессионального образования. Вузы-участники пилота до 30 июня 2023 года разработают и утвердят стандарты и требования по данным уровням образования, а также соответствующие образовательные программы. Приём на них будет осуществляться в рамках выделенных бюджетных мест. В Минобрнауки подчёркивают, что на студентов, которые будут обучаться по новым уровням образования, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность, предусмотренные для обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры.

Зачем вообще понадобилась реформа?

Для чего понадобилось ломать выстраиваемую годами Болонскую систему, где обучение строилось по системе 4+2, то есть 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры (для желающих)? Только ли из политических соображений? Безусловно, нет.

«Предлагаемые изменения направлены в пользу создания более гибкой системы, обеспечивающей подготовку специалистов, квалификация и уровень подготовки которых наиболее точно удовлетворяют потребностям общества и экономики, — рассказал aif.ru ректор МГТУ им. Баумана Михаил Гордин. — Одно из самых важных новшеств новой системы — возможность создавать образовательные программы различной длительности даже по одному направлению подготовки, в зависимости от необходимого выпускнику набора компетенций и уровня квалификации. Мы сможем отойти от шаблона и брать за основу требования работодателей к уровню подготовки, выстраивать образовательные программы от этих требований и определять длительность программ, ориентируясь на задачу подготовки выпускника, готового сразу после вуза включиться в производственный процесс с максимальной эффективностью».

Ректор подчеркнул, что для подготовки инженеров по большинству специальностей недостаточно 4 лет обучения, как в бакалавриате. «За 4 года можно подготовить инженера. Но он вряд ли будет по-настоящему эрудирован, вряд ли будет способен ориентироваться в различных областях инженерной деятельности, наиболее эффективно и быстро принимать решения при проектировании новых устройств или сервисов. И вряд ли он сможет восполнить все пробелы на рабочем месте. Наряду с фундаментальными знаниями и общеинженерной подготовкой мы должны давать студенту большой объем специальных курсов и практической работы. Поэтому специалитет будет сохранен», — отметил Гордин.

Подход к магистратуре тоже изменится. Она станет специализированным высшим образованием. «Обучение будет направлено либо на целенаправленную подготовку исследователей, ученых, либо на углубленное изучение более узких профессиональных дисциплин, — объяснил Гордин. — Мы уже сейчас видим возможность создания программ длиной один год и отмечаем спрос работодателей на такие программы. Безусловно, двухлетняя программа обучения должна сохраниться, особенно для тех, кто ранее получил степень бакалавра, а также для иностранных граждан».