ЕГЭ как социальный лифт. Возможна ли отмена школьных госэкзаменов

На ежегодном отчете правительства в Госдуме РФ Михаил Мишустин отреагировал на витающую сейчас тему отмены ЕГЭ, сказав, что к этой теме надо относиться серьезно. 

   
   

«ЕГЭ даёт очень серьёзный лифт, его отмена требует очень серьёзного обсуждения», — заявил премьер.

О плюсах этой системы аттестации школьников говорят и многие эксперты.

«ЕГЭ задумывался как итоговая, независимая от школы аттестация достижений учащихся. И дополнительным моментом к ней была работа по тому, чтобы и вузы признали результаты ЕГЭ. И именно на их основании, а не своих собственных вступительных экзаменов зачисляли бы студентов на обучение», — объяснила aif.ru профессор Института развития образования НИУ «ВШЭ» Ирина Абанкина.

Эксперт напоминает, что по ходу внедрения ЕГЭ система все время совершенствовалась, менялись методы оценки. Проводился мониторинг, чтобы нивелировать административные препятствия и уравнять тех ребят, которые должны были долго ехать, чтобы сдать вступительный экзамен в вузах в других городах, которые не видели, как выглядят экзаменационные задания, тогда как городские школьники могли с этим заранее познакомиться. «В ходе его внедрения исключались многие негативные моменты. Из всех предметов исключили часть А, где надо было просто выбирать из закрытых 4 вариантов ответы. Везде это уже задания с обоснованиями, решениями. В экзамены по литературе и русскому языку включили тексты, которые позволяли оценить умение высказывать свою точку зрения и ее аргументировать», — отмечает Абанкина.

Для ребят из регионов значительно упростилось поступление в вузы вдали от дома. «Были чрезвычайно сокращены издержки семей. Не только транспортные, но и эмоциональные, чтобы ребята могли, где бы они ни закончили школу, подать документы в несколько университетов, на разные направления подготовки и ждать результатов зачисления, — продолжает Абанкина. — Уже в первый год введения ЕГЭ как обязательного экзамена мы получили 16% роста образовательной миграции, когда ребята смогли выехать, уже будучи зачисленными, учиться в те университеты, которые для них представлялись наиболее перспективными и интересными. Это большой плюс единой прозрачной системы итоговой аттестации».

Что будет, если отменить систему ЕГЭ?

«Прежде чем вносить в нее радикальные изменения, надо понимать, какие это изменения, — убеждена Абанкина. — Нужно, чтобы новой системе доверяли школа, педагоги, семьи, вузы. Поэтому если мы отменяем ЕГЭ, то нужна другая институциональная система оценки достижений после того, как мы предоставляем 11-летнее бесплатное общедоступное образование для всех школьников. Эта система должна быть максимально прозрачной, независимой от школ. Потому что трудно сопоставлять критерии оценки, мнения педагогов из разных школ, если они сами оценивают результаты своего труда. Во всех странах система независимой итоговой аттестации после школы сложилась. Мы тоже с большим трудом эту систему формировали. Практически 15 лет она работает и постоянно совершенствуется».