«Двоек» не будет? В Минпросвете обсуждают отмену оценок в начальной школе

Фото: Александр Кожохин / РИА Новости

Родители из разных регионов — от Пскова и Нижнего Новгорода до Приморья — смогли напрямую озвучить перед главным учителем страны самые наболевшие проблемы. Среди традиционных тем вопросов — запрещённые учебники, поборы в школах и высокая загруженность детей — возникли и неожиданные. «А нельзя ли отменить оценки в начальной школе?» — поинтересовались у министра родители школьников из Воронежа. Их поддержали мамы и папы из Псковской области, пожаловавшись Ольге Васильевой на то, что из-за большого количества всевозможных проверочных работ, контрольных и экзаменов дети живут в школе в атмосфере постоянного страха и напряжения.

   
   

Родительские страхи

Однако министр просвещения убеждена, что эти страхи в отношении оценок часто нагнетают родители и учителя, которые при этом когда-то сами учились в школе. «У нас были проверочные и контрольные работы, — напомнила родителям министр, — и наши дети должны быть готовы к тому, что оценка знаний будет поставлена». Но вот когда её ставить? Стоит подождать год или четыре года? По мнению главы Минпросвета, в 1 классе оценок точно не должно быть, чтобы ребёнок, который только пришёл в школу, не потерял желание учиться. А вот дальше, во 2, 3 и 4 классе, необходимость оценок — вопрос дискуссионный. Что касается средней и старшей школы, то здесь оценки необходимы. По мнению министра Ольги Васильевой, «они показывают активный уровень знаний того или иного ученика». В целом же проверку знаний можно преподнести по-разному. Можно запугать детей, и все эти контрольные и проверочные будут вызвать у них только дикий ужас. А можно относиться спокойно, как к чему-то обыденному. «У меня был такой ученик в 9 классе, — рассказала министр. — Вот если говоришь, что будет контрольная, он не приходит: температура 40. А не говоришь — пишет прекрасно, все замечательно».

Пока окончательного решения по этому вопросу у ведомства нет. Минпросвещения предоставило дискуссионную площадку экспертам и профессиональному сообществу, чтобы выработать единое мнение. В частности, председатель Комитета по образованию и науке Госдумы Вячеслав Никонов считает неправильной отмену оценок, так как у детей с младшего возраста должен формироваться иммунитет к стрессу, в том числе в виде плохих оценок. Депутата поддерживает старшее поколение опытных педагогов. «Категорически нужны оценки! — поделился с „АиФ“ мнением профессор и заведующий кафедрой МГИМО, бессменный ведущий телепрограммы „Умники и умницы“ Юрий Вяземский. — Они повышают состязательность, ответственность. Поэтому всякая либерализация — ах, бедные дети, нам не надо их травмировать — ни к чему... Когда я учился в центральной специальной музыкальной школе при Московской консерватории, у нас были не просто „3“, „4“, „5“, а „3+“, „4-“, „5+“ и т. д. И в том, что те же „пятёрки“ были трёх видов, был какой-то свой флёр».

Не наломать бы дров...

А вот педагогическая «молодёжь» и родители настроены более радикально. «Система оценок в школе убивает инициативу и желание учиться, — считает доцент кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета Константин Зискин. — Лучше, если это будет не оценка, а содержательная характеристика. Условно говоря, такая: квадратные уравнения ты умеешь решать, но вот с дискриминантами у тебя проблема. А когда нужно проверить знания ученика (мы пришли к выводу, что делать это лучше раз в два месяца), то делать это должен не учитель, а независимый центр тестирования знаний, другие педагоги. Не должен ставить оценки тот, кто учит! Если он учит так себе, то почему „тройка“ только ученику?»

«Я отец первоклассника, и буквально на днях он меня засыпал вопросами: „Пап, а я поступлю? Я экзамены сдам?“ Ещё в школу не пошёл, а уже нервничает из-за оценок, — говорит ответственный секретарь координационного совета „Национальной родительской ассоциации“ Алексей Гусев. — Потому и подняли вопрос о безоценочной системе работы в начальной школе, чтобы таких перекосов не было, чтобы никто не нагнетал ничего. В отмене оценок есть очень глубокий смысл. Надо детей ориентировать на то, что они учатся не ради баллов, оценок, а ради собственного развития. И учитель должен с родителями учить ребёнка видеть собственный процесс развития. Вот в чем я вижу ключевой смысл такой инициативы. Но рассматривать её надо взвешенно, чтобы не наломать дров».

За охрану и учебники платит школа!

Ещё один острый вопрос озвучил папа из Нижнего Новгорода: почему нельзя обеспечить охрану школ за счёт бюджетных средств, а не собирать деньги с родителей? И когда уже прекратятся сборы денег на рабочие тетради и учебники? Но подобное положение дел — прямое нарушение закона со стороны муниципальных властей.

«Всё, что касается системы охраны, обеспечения безопасности детей в школе, — это муниципальные деньги, — ответила родителю министр просвещения Ольга Васильева. — Мы проводили специальный селектор накануне нового учебного года, и каждый регион отчитывался о том, как он готов с точки зрения безопасности». «Уважаемые коллеги, особенно руководители школьных организаций! Будьте, пожалуйста, более требовательными к вашему муниципальному руководству. Они прекрасно знают, как должны вам помогать», — обратилась министр к руководителям школ, отвечая на вопрос о возможности обеспечения охраны не из родительских средств.

   
   

То же самое касается обеспечения учебного процесса. «Учебники, которые входят в федеральный перечень, бесплатны, — напомнила министр. — С 2015 года рабочие тетради тоже обязательно покупаются школой».

Министр также развеяла страхи по поводу того, что после окончания колледжей ребята тоже будут сдавать ЕГЭ. «Не предусматривается ЕГЭ в ближайшее время для выпускников колледжа», — сказала Ольга Васильева.