«Дети идут в учителя». Педагог Волкова рассказала об изменениях в школе

Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Предстоящий учебный год сулит немало изменений. Как восприняли учителя новые учебники истории? Кто будет учить детей управлению беспилотниками? Чем удержать в школах молодых педагогов?

   
   

Об этом aif.ru поговорил с заместителем директора гимназии № 12 города Липецка Аллой Волковой.

Что важней учебника

Юлия Борта, aif.ru: Алла Александровна, с нового учебного уже анонсировано немало изменений в школах. Какие вы считаете наиболее значимыми?

Алла Волкова: Большинство изменений связано с введением единых федеральных общеобразовательных программ. Это означает, что теперь при обучении детей, вне зависимости от того, в какой школе или регионе они учатся, будет применяться единый подход — это единые учебные планы, учебники и т. д.

— Однако, насколько я знаю, учебников к этим единым программам как раз и нет, кроме истории.

— Это не так. Да, не по всем предметам, но они есть. Например, гимназия уже закупила новые единые учебники для 1 и 5 класса. Для остальных пока будем пользоваться теми, что имеются в нашей библиотеке, и по мере поступления заменять на новые. Новые учебники истории ждем. Мне известно, что в Липецкой области они уже закуплены, пока не распределили по школам.

— Как ваши коллеги — учителя истории отнеслись к новому учебнику?

   
   

— Наши учителя подошли с оптимизмом, тем более у них уже есть немалый опыт работы в условиях постоянных изменений. С историей постоянно что-то новое — то единый исторический стандарт вводится, то объединяется всеобщая история и история России, то разъединяется. Дело ведь не в том даже, какие учебники кладутся на стол, а какую идеологию несёт учитель, что они доносят детям. И здесь мы в наших учителях не сомневаемся. Нина Васильевна Павлова — педагог с большим стажем, со времён Советского Союза она видела разные учебники, так что её такими изменениями не напугать точно. Ещё один учитель у нас вообще уникальный. Татьяна Николаевна Каковкина — коренная крымчанка. Она всю историю, связанную с присоединением Крыма, введением специальной военной операции, ситуацией в Донбассе с 2014 года, знает изнутри. Никаких внутренних противоречий с изложенным в учебнике тут точно не возникнет. Более того, и до появления новых учебников она всегда объясняла детям, что в разные исторические периоды разные ситуации были — и то, чем можно гордиться, и ошибки. Но всегда у нашей страны была миссия защищать себя и русских людей, потому что желающих воспользоваться нашими территориями, ресурсами было достаточно. 

Почему не учат физику?

— Недавно объявили, что в школах теперь детей будут обучать управлению беспилотниками. Как это можно реализовать, их же ещё нужно закупить?

— Пока нормативной базы на этот счёт я не видела. В самой гимназии такого оборудования нет. Но дело даже не в нем. Нужно же особое помещение, чтобы управлять беспилотными аппаратами. Сейчас наши ученики могут заниматься в «Кванториуме», в котором есть отделение, где учатся создавать и управлять беспилотниками. Наш 11-классник Егор Мешков занял призовое место в Липецкой области по пилотированию квадрокоптерами, участвовал во всероссийских соревнованиях.

— Прошла вступительная кампания в вузы. Выяснилось, что образование и педагогические науки среди главных трендов у абитуриентов, наряду с ИТ и медициной. А приходят ли потом молодые учителя в школы?

— Молодые специалисты к нам в школу приходят каждый год. Мы их учим, оберегаем и стараемся сохранить. Для них предусмотрена финансовая поддержка, в частности, 100% надбавка к зарплате в течение первых 5 лет работы. Также есть методическая поддержка. Я в этом году выпускала 11 класс как классный руководитель. Некоторые дети выбрали педагогический университет, причём не как запасной вариант, если в другой вуз не пройдут, а целенаправленно. У них очень высокие баллы. Мы надеемся, что они вернутся к нам в школу.

Конечно, многие выбрали ИТ. Все 22 ученика из моей группы поступили в вузы на информационную безопасность и прикладную информатику. Это факты.

— Но есть и такой факт. Физику и математику дети стали выбирать меньше для сдачи ЕГЭ. Почему не хотят учить?

— Могу предположить, почему возник такой перекос. Дело в том, что многие вузы на технические специальности теперь дали выпускникам возможность выбора — либо предоставить результаты экзамена по физике, либо по информатике. Многие стали выбирать информатику вместо физики.

Есть и другая причина. Сейчас огромное внимание государством уделяется дополнительному образованию. И учитывая, что нам постоянно твердят, как нужны айтишники, в допобразовании направление ИТ очень распространено и востребовано — создаются кванториумы, Точки роста, ИТ-кубы, где дети могут заниматься программированием. Понятно, что потом они выбирать на ЕГЭ информатику. А к физике такого внимания нет.

Должность для учителя

— Завершается Год педагога и наставника. А заметили ли учителя, что для них сделали что-то полезное власти? Я вот заметила только, что число учительских конкурсов возросло в разы.

— Замечу, что образование — это не бизнес или промышленность, здесь резко что-то менять (хотя, увы, многое так делается) неправильно. Надо сначала проверить, как реформы отразятся на детях, а потом их вводить. 

Достижение этого года — новый порядок аттестации учителей, который вступает в силу с 1 сентября. Все, кто пройдёт аттестацию по этому порядку, получают ее бессрочно. Причем для тех, у кого есть звания, победы в профессиональных конкурсах, аттестация разрешается в упрощенном режиме. Вводятся также новые должности — учитель-методист и учитель-наставник, о которых много говорилось.

Большое подспорье в этом году — это федеральные образовательные программы, которые были разработаны для учителей. К сожалению, на местах есть перекосы, когда люди начинают трактовать слова министерства просвещения в искаженном варианте, заставлять учителей их переписывать, что-то новое создавать. По линии министерства было четко озвучено (я присутствовала на этом совещании), что учителям не нужно делать лишнюю работу, нужно брать готовые рабочие программы и по ним работать. Конечно, при желании учителя могут дополнять эти программы собственными наработками.

А что касается конкурсов, то я не рассматриваю их только как дополнительную нагрузку. Это возможность посмотреть со стороны на свою деятельность, обменяться опытом с коллегами. Я сама очень люблю конкурсы, в этом году было несколько ситуаций, когда я не выигрывала. Но я получила опыт, смогла проанализировать, что нужно изменить.

— Чтоб решить проблему с дефицитом кадров, хотят разрешить колледжам обучать учителей 5-9 классов. Но я бы, честно, не хотела, чтобы моего ребёнка учил математике и физике тот, кто сам закончил только 9 классов. И сейчас-то некоторые учителя с таким количеством ошибок пишут в родительских чатах, что впору задуматься, где они учились.

— Ситуация двоякая. С одной стороны, в последние годы сложилась тенденция, что в колледжи уходят отнюдь не худшие дети. Мы это видим по своей школе. Много детей, которые ушли после 9 класса с красными аттестатами или с одной четверкой. Люди хотят быстрее получать профессию и дальше зарабатывать. Думаю, что если колледжи начнут выпускать учителей по таким предметам, как технология, физкультура, ИЗО, то это только плюс. Они ещё сами будут на одной волне с детьми, плюс иметь специальную подготовку. Что касается таких предметов, как русский и математика, возможно, тут стоит поспорить, достаточно ли им будет подготовки в колледжах.

А общую грамотность нам нужно повышать всем вместе. В том числе и учиться корректному общению в чатах, потому что эта сфера хромает однозначно.