Наталия Киселева – учитель математики высшей категории с более чем двадцатилетним стажем, в 2018 году вошла в список 50-ти финалистов «Всемирной премии учителей». Сегодня она – заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы. Она рассказала читателям, почему сын очень удивил ее, решив сдавать профильный ЕГЭ по математике, как изменилась подготовка к экзаменам и почему родителям не стоит бояться «МЭШ» и цифровых технологий:
- В 2004 году я впервые выпускала 11-й класс. Это был период, когда ЕГЭ стал массовым. За эти почти 20 лет экзамен по математике сильно трансформировался от тестов с выбором ответов к заданиям прикладного и практического содержания, серьезным математическим задачам, над которыми нужно думать. Тестовой части ЕГЭ по математике нет уже несколько лет. Несмотря на это многие продолжают считать, что экзамен по математике – это набор тестов, где можно поиграть в «угадайку». Но поиграть уже не получается. С 2015 года ЕГЭ по математике разделился на профильный и базовый. Ребенок сам выбирает уровень для сдачи. Базовый не дает возможности поступить в вузы технической направленности, но хорош для гуманитариев, оценивается обыкновенной 5-балльной отметкой. Профильный ЕГЭ по математике сложнее, за него выставляют баллы, которые идут в учет при поступлении.
Мой сын сдавал ЕГЭ шесть лет назад. Он собирался поступать в юридический вуз, поэтому выбрал ЕГЭ по обществознанию, истории и русскому языку. Но тут вдруг за несколько месяцев до окончания школы заявил, что решил сдавать математику, и не базового, а профильного уровня. Я была шокирована его выбором. Мне было не очень понятно, зачем тратить свое время на предмет, который ему не нужен для поступления по выбранной специальности, он никогда не проявлял особого интереса к изучению математики, хотя успешно справлялся с программой курса в своем профильном социально-гуманитарном классе.
Мы в семье уважаем выбор друг друга, поэтому, выслушав мои аргументы, решение сын принимал сам. Мы проговорили, как ему лучше построить подготовку и систему самостоятельных занятий. На чем он сконцентрировался? Он ориентировался на решении всех заданий в первой части, чтобы получить максимум баллов по этому блоку. Это гарантия получения около 65-68 баллов за правильное выполнение. А выполнение сложных заданий из второй части – это дополнительные баллы. В чем ошибка многих детей, желающих набрать как можно больше баллов? В том, что они акцентируют внимание именно на сложных задачах второй части, просят учителей на уроках решать больше подобных заданий, пропускают легкие задания из первой части. А на экзамене потом допускают в них ошибки из-за невнимательности и спешки, в том числе невнимательном прочтении условия. И баллами за сложные задания по сути не увеличивают результат, а компенсируют ошибки в первой части.
Сын выбрал иной путь, вовремя и правильно расставив акценты. В итоге он набрал на ЕГЭ по профильной математике 70 баллов. Мы были рады такому результату. Он безошибочно выполнил всю первую часть и получил несколько баллов во второй части за правильные шаги в решении одной из задач.
Будучи учителем, я сама сдавала ЕГЭ. Поэтому выпускникам советую объективно оценить, что они умеют делать в данный момент, какие задания и темы понимают, в чем точно не ошибутся, и в начале сконцентрироваться именно на этом. Дальше – понять, что необходимо сделать, чтобы увеличить количество баллов и насколько возможно. Но не хвататься за все подряд, а постепенно продвигаться по структуре экзамена. В первую очередь, в тех заданиях, которые вроде бы и понятны, но могут вызывать вопросы, разобрать их.
Много сложностей бывает от того, что родители давят на детей ожиданием лучших результатов, да и дети сами не могут объективно оценить стартовый уровень своей подготовки. А для этого сейчас есть масса возможностей – полезных доступных ресурсов в интернете, таких, как «Решу ЕГЭ», система самодиагностики «Московской электронной школы» и др.
Иногда ориентиры в баллах обоснованы, а чаще ожидания завышены. Пренебрегается этап самоанализа. И я тоже с этим столкнулась, когда мой ребенок выпускался. Я понимала, что он сдаст все экзамены, но хотела, чтобы у него на ЕГЭ были максимально возможные баллы, и началась моя паника: «А если мало баллов, куда он поступит, чем будет заниматься?».
Я понимала, что начинала на него давить, нагнетала итак напряженную обстановку, заставляя излишне готовиться к экзаменам, чтобы он бесконечно решал варианты заданий. Хотя по сути в этом бесконечном решении не так много пользы, так как решается одно и то же и не делается анализ ошибок. В какой-то момент нужно остановиться и начать просто доверять своему ребенку, позволить ему проживать свою жизнь, совершать свои ошибки, получать свои достижения и радоваться им вместе.
Мы определили для себя два приоритетных вуза, прицельно готовились попасть именно туда. А попали совершенно неожиданно в третий, как оказалось лучший вариант. Неоднократно с улыбкой вспоминаем период сдачи ЕГЭ, а я иногда с внутренним укором.
Подход к подготовке к экзаменам с появлением цифровых технологий продолжает меняться. Сегодня московскому школьнику, чтобы потренироваться самостоятельно, можно выбрать самодиагностику в «Московской электронной школе», задания по тем темам, которые нужно детально проработать. То есть мы ориентируем педагогов и старшеклассников переходить от бесконечного прорешивания задач к анализу того, что не получается, к ответам на вопросы, разбору ошибок. В этом году в «МЭШ» мы запустили «Цифрового репетитора» - дополнительные онлайн-занятия с лучшими учителями столицы.
Работа по совершенствованию «МЭШ» впереди еще большая. Как и большая работа разъяснять и учителям, и родителям, что цифровыми тестами не заменяются вся деятельность школьников в рамках изучения темы. Мы ориентированы на предоставление широкого спектра разнообразных работ, которые могут помочь ученикам в освоении учебного материала, а педагогам осуществлять контроль этого усвоения. Работы много и над качеством заданий, например, нужно сделать возможность выбора уровня сложности.
Когда мой сын готовился к экзаменам по истории, он просматривал много видеофрагментов, исторических фильмов и хроник. Вместе с чтением Карамзина, Ключевского, Соловьева они помогали составить портрет исторического деятеля или события. Однако сложно было искать нужную информацию в больших объемах и очень длинных форматах. Короткие видео, посвященные отдельным фактам и событиям, гораздо удобнее. И такие видеоуроки в этом учебном году появились в «МЭШ». Видеозанятия в помощь учащимся записали педагоги столичных школ и специалисты Городского методического центра. Каждое занятие – это интерактивное объяснение новой темы продолжительностью до 12 минут. С их помощью школьники могут самостоятельно изучить новую тему или повторить пройденный материал. Сейчас в Библиотеке «МЭШ» уже более 10 тысяч видеоуроков по всем школьным предметам. Этот сервис очень востребован - в завершившемся учебном году их посмотрели более 1,7 млн раз.
Также мы интегрируем в «МЭШ» образовательный контент от внешних партнеров. Благодаря этому взаимодействию в «МЭШ» появились виртуальные лаборатории, лабораторные практикумы, проектно-исследовательские работы. Например, в виртуальных лабораториях ребята могут ставить эксперименты, которые не всегда можно провести в школьных условиях. Это хороший опыт для тренировки, в том числе для успешной сдачи выпускных экзаменов.
Постепенно «МЭШ» из элемента контроля превращается в полезный ресурс для всех: учеников, учителей, родителей. Появилось мобильное приложение, оно позволяет родителям быть в курсе, когда ребенок пришел в школу, что ест на обед, какие оценки получает, что изучает и что ему задано, что дополнительно почитать по теме урока.
Наша задача – с помощью таких инструментов, как «МЭШ», различных технологий делать систему образования прозрачной и понятной каждому.