Для поступления в вузы могут ввести учет среднего балла по всем школьным предметам. Эта оценка будет применяться наряду с ЕГЭ.
Как заставить учиться?
С такой инициативой выступил глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев. По его мнению, такая «интегральная оценка» будет четвертой у абитуриентов плюс к трем ЕГЭ при поступлении в вуз. Фадеев считает, что такой подход побудит школьников учить все предметы, а не только те, что нужны для приема в университет. В Рособрнадзоре сообщили, что готовы обсудить вопрос введения средней оценки в школах.
Известно, что такие предметы, как литература, география, история, выбирает меньше 10% учеников, сдающих ЕГЭ. А так как они не требуются большинству для поступления в вуз, то их не учат, направляя все силы на освоение только «нужных» предметов. В итоге многие выходят из школы почти с нулевыми знаниями по дисциплинам, которые формируют личность. Но исправит ли эту ситуацию введение среднего балла по всем предметам?
«На мой взгляд, интегральная оценка знаний по всему спектру предметов принесет свои плоды, — рассказала aif.ru завкафедрой воспитания гимназии № 64 им. Котельникова Липецка, учитель русского языка и литературы Лариса Потапова. — Недавно разговаривала со своим отцом, которому 88 лет. Несмотря на возраст, он прекрасно ориентируется в географии, куда и какие реки впадают и т. д. Вспоминаю свою бабушку, которая знала наизусть половину „Евгения Онегина“. Сегодняшние выпускники считают, что если предмет не сдаешь на ЕГЭ, то и учить его необязательно. Но ведь история и литература создают основу национальной идентичности, формируют культурный вкус, дают ответы на жизненно важные вопросы. А, как написал поэт Василий Федоров, „сердца, не занятые нами, не мешкая, займет их враг“».
Средний балл повысит... балл?
Учитель математики, информатики и физики из школы № 84 им. Павлова в Сочи Яна Казакова тоже видит плюсы данной инициативы в том, что интегральная оценка может стимулировать ребят учиться более равномерно по всем предметам, ведь они будут осознавать, что каждая четверть и полугодие важны для итоговой оценки. А также такой подход может снизить излишнюю зависимость от результатов ЕГЭ. Однако педагог указывает и на риски данной инициативы. Прежде всего, это разный уровень школ в регионах. И та же «тройка» в сильном учебном заведении, спецшколе вовсе не равна «тройке» в обычной. Сложно корректно учесть оценки по разным предметам, чтобы избежать искажения результатов. Кроме того, учет интегральной оценки и ЕГЭ может создать лишний бюрократический груз для школьной системы.
«Я считаю, что инициатива нуждается в глубокой доработке и обсуждении с участием школ, педагогов и вузов. Необходимо определить, как новая система оценки будет взаимодействовать с уже существующими механизмами и какие преимущества даст учащимся», — заключает педагог.
Кроме того, ряд экспертов высказывает мнение, что включение среднего балла в аттестат и учет при поступлении может привести к повышению исключительно этого среднего балла. А вовсе не к углублению знаний учеников и улучшению качества преподавания по ценностным предметам: литературе, истории, географии. Опыт СССР показал, что, когда средний балл учитывался при поступлении в вузы, он всегда вырастал вне зависимости от качества преподавания.
Так что, видимо, решение проблемы — как мотивировать школьников учить все предметы — сложнее, чем просто введение среднего балла.
Вопрос получения школьных аттестатов, где указываются оценки по всем предметам, относится к ведению Минпросвещения. А вот условия поступления в вузы определяет Минобрнауки. Пока эти ведомства не сообщали об их позиции в отношении данной инициативы. Проблему, вероятно, могут затронуть при обсуждении стратегии развития образования до 2040 года, работа над которой уже началась.