В своё время считалось, что распространение образования даст равные шансы всем, независимо от того, в какой стране они живут. Однако на деле это оказалось совсем не так.
У них: будущее зависит от доходов
Недавно проведённое Организацией экономического сотрудничества и развития исследование выявило в европейских странах зависимость школьных успехов от среды, в которой живёт ученик, а также уровня доходов его родителей. Иными словами, если в семье нет денег на самое необходимое или если родители не то что никогда не учились в университете, но даже школу не смогли окончить и книжек не читали, то их ребёнок вряд ли добьётся чего-то стоящего в жизни. В лучшем случае повторит судьбу родных. Вход в образованное общество ему заказан. К сожалению, это типичная картина для всех развитых стран.
Например, в Германии, несмотря на предпринятые правительством меры, успехи учеников продолжают зависеть от положения семьи.
Социологи выяснили, что в Европе дети из неблагополучных семей, как правило, ходят в одни и те же школы. Это одна из причин плохой успеваемости. Им не на кого равняться, если все учатся одинаково плохо. В таких школах из-за недостаточного финансирования ещё и не хватает учителей, что тоже сказывается на качестве образования. Плюс плохая дисциплина. Угнетает и сама атмосфера. Эксперты изучили, насколько комфортно ученикам в таких школах, довольны ли они жизнью. Тех, кто на эти вопросы ответил утвердительно, оказалось всего 26%.
Оказывается, высшее образование в некоторых странах Европы передаётся... по наследству. То есть если оба родителя окончили вуз, то у их детей гораздо больше шансов получить университетский диплом. В той же Германии у детей, мамы и папы которых имеют высшее образование, вероятность его получить в 8 раз выше, чем у школьников из семей с низким уровнем образования. А в Финляндии и Эстонии – выше в 4 раза. Конечно, справедливости ради стоит отметить, что в Германии есть дети из простых семей, которые стараются «выбиться в люди», но их, к сожалению, не так много.
У нас: успехи в учёбе определяет интерес
В Москве ситуация иная. Международные эксперты, проводившие исследование здесь, выяснили, что уровень образованности родителей практически не влияет на школьные успехи их детей. Успеваемость зависит не от дохода семей и их социального статуса, а от вовлечённости учеников в образовательный процесс.
К примеру, в 100 школах, где лучше всего знают математику, отличные оценки получают учащиеся из совершенно разных семей. Им всем учиться интересно. То есть успехи зависят от того, насколько учителя могут увлечь их предметами. Именно к такому заключению пришли представители Организации экономического сотрудничества и развития.
Наше столичное образование предоставляет всем без исключения школьникам равные возможности, чтобы получить знания, продолжить образование в вузе или колледже по востребованным в городе специальностям и затем найти хорошую работу. С 2015 г. работает проект по предпрофессиональному образованию: он помогает сформировать у учеников умения и навыки, которые помогут им стать востребованными.
Хороший вариант – обучение в профильном классе. Их уже много. Инженерные есть в 103 школах, кадетские – в 195, медицинские – в 69, научно-технологические – в 13. В профильных классах учатся сейчас 29,3 тыс. человек, плюс 65 тыс. – в Курчатовском центре непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования и 5 тыс. – в Московском предуниверсарии. С нового учебного года в 34 школах появится новое направление: ИТ-технологии.
Доступ к Московской электронной школе открыт для всех желающих. А в её библиотеке сейчас 36 тыс. сценариев уроков лучших учителей. Кроме того, масса аудио- и видеоматериалов – все они помогут сделать занятия интереснее. Большой выбор учебных пособий, заданий по ЕГЭ позволяет школьникам самостоятельно готовиться к итоговым контрольным работам, экзаменам и олимпиадам.
Смотрите также:
- Тому ли учат в школе? Споры о качестве среднего образования не утихают →
- Ставка — от двух тыс. дол. Как работает школьное образование в Сеуле →
- Лучший учитель страны: «Сельские школы не хуже городских» →