11 лет в школе дети учатся правильно писать, сдают обязательный ЕГЭ по русскому. Но надо ли тратить на это столько времени, если есть компьютерные программы, которые напишут и поправят за тебя?
Поймём ли друг друга?
Знание правил скорее связано с принадлежностью к группе. Мы берём язык какой-то группы людей и называем его правильным. И всех учим вот этому условному правильному языку. Зачем? Судя по содержанию и тому, что проверяется, это нужно, чтобы люди просто знали и выучили набор правил. К коммуникации и пониманию это прямого отношения не имеет. Если вдруг тебе что-то непонятно — переспроси. Наоборот, следование правилам влияет отрицательно на творческое становление ребёнка. У Чуковского есть знаменитая книга «От двух до пяти», посвящённая детской речи, когда он внимательно следит, как дети мастерски меняют слова, образуют новые, не зная никаких правил. Какой полёт фантазии! Который потом старательно засовывают в прокрустово ложе жёстких правил.
Судя по тому, какую массу текстов с ошибками мы видим каждый день, эталону обучают неважно. Люди стали менее грамотными? Вряд ли. Просто неграмотные меньше писали. Раньше, чтобы писать, нужно было как минимум иметь перо и бумагу, потом тебе нужно было купить открытку. Сейчас всё проще, и все пишут. Человечество никогда не знало столько письменных вариантов общения! Люди ведут блоги в соцсетях, переписываются в чатах. Потому и столько текстов с ошибками.
Но это не значит, что надо упрощать правила русского языка. Скорее, стоит изменить акценты школьной программы, требования к ученикам. Вот это было бы полезно. Если сейчас посмотреть на курс русского языка, то это, скорее, прусская начётническая система, когда вот так правильно, и всё. В основном дети просто зубрят правила. Зубрёжка ухудшает знание языков и чего-либо. Ты бездумно начинаешь воспроизводить эти правила, не чувствуя их и не понимая. Надо, чтобы было интересно учить. Чтобы ребёнку хотелось принадлежать к той группе людей, которые используют эти правила«.
Откуда столько неучей?
В любом случае учиться ли писать грамотно — это должно быть осознанным выбором каждого человека. Тогда научить грамотности гораздо проще, чем занудной зубрёжкой и требованиями, что так надо. Увы, в школах чаще процветает последнее. Если учителя не могут убедить детей, так с чего им быть грамотными?