Будущее космонавтики. В России работают 183 дет­ских технопарка

Если у ребёнка получается, то возникает интерес. В итоге хобби часто становится профессией. © / АНО «Национальные приоритеты»

В России работают 183 дет­ских технопарка – «Кванториумы». К 2024 г. их станет 428, в том числе 293 – на базе школ.

   
   

Дополнительное образование – одно из важных направлений национального проекта «Образование». В «Кванториумах» дети с 10 лет могут бесплатно обучаться по таким направлениям, как биология, ИТ, промышленный дизайн, космическая инженерия и др. Цель – вырастить высоко­квалифицированные инженерные кадры.

Преподаватель «Космоквантума» в Томске Алёна Бывшенко поделилась с aif.ru, как увлечь детей такой сложной темой в инженерии, как космос:

– Наш «Космоквантум» работает с детьми с 5-го по 11-й класс. Первые полгода ребята получают базовые навыки по моделированию, конструированию, программированию. Например, узнают, из чего состоят спутники, как они летают – какие при этом работают физические законы. А дальше начинают заниматься проектами. Скажем, если нужно сделать ракету, то ребята создают полностью своё устройство. Поначалу это простые ракеты из картона и пластика на водном топливе, например. У старших задача усложняется – в уст­ройствах больше электроники.

– Эти знания дети потом могут в жизни использовать?

– Конечно. Часто о разработках, которые мы с ними делаем, ребята пишут научные статьи, выступают на различных конференциях, участвуют в конкурсах и научно-технических олимпиадах. В итоге у них собирается портфолио. Многие вузы учитывают его при поступлении и дают дополнительные баллы. Победа в серьёзной олимпиаде может открыть возможность для зачисления в вуз без вступительных экзаменов. У меня есть такие ученики.

Но главное – на занятиях ребята получают инженерные навыки, которые потом могут пригодиться им и в работе – например, в программировании различных радиомодулей. Так что учёба здесь легко может ­перерасти в профессию.

   
   

«Вау, это работает!»

– Как увлечь детей наукой?

– Детям очень важно, чтобы у них получалось то, что они делают. Им нужно давать такие задания, чтобы они могли почувствовать себя маленькими инженерами. Допустим, на первых порах они делают базовые модели спутников, заставляют в них вращаться маховик, что-то по радио передавать. За счёт этого возникает интерес: «Вау, я это сделал!», «У меня получилось! Я хочу ещё». Глаза загораются, потому что получают реальный результат.

– Детей приводят на занятия родители или это их выбор?

– Младших чаще приводят родители. Старшие сами проявляют инициативу. Здание технопарка в городе видное. Проезжают мимо, смотрят – «Кванториум», а что это такое? Дети умеют быстренько гуглить. А потом приходят. Кроме того, мы проводим много мероприятий в Томске, мастер-классов, где рассказываем про наши занятия. И дети потом приходят с интересом заниматься.

Желание важнее

– Способности к инженерным наукам можно у любого развить?

– Я считаю, главное – не способности, а желание заниматься. Некоторые приходят из технических классов, т. е. по своему профилю. А кто-то вообще раньше занимался рисо­ванием, например. И у ­него начинает получаться.

– Вы – выпускница «Кванториума», почему решили вернуться?

– Я занималась в краснояр­ском «Кванториуме», тоже по направлению «космос». А когда приехала учиться в Томский политехнический университет, пришла в «Кванториум» как инженерный волонтёр. Помогала ребятам с проектом, делилась своими знаниями, им это нравилось, и меня пригласили работать как педагога.

– Это тоже важно, когда ребята, окончившие обучение, потом приходят и увлекают следующее поколение школьников.

– Конечно. У нас ведь не только занятия в кабинетах. Ребята много ездят в другие города на мероприятия. Только в этом году мы побывали в Калуге, Самаре, ездили в профильный лагерь по космическому направлению. Такая работа в команде их ещё больше мотивирует развиваться в этой сфере.

Найти ближайший «Кванториум» можно на портале Нацио­нальныепроекты.рф в разделе «Образование».