Любимов о «продукте» современной школы. Лекция цикла «Прогнозы про угрозы»

Лев Любимов © / Алексей Богданов / АиФ

«Останется ли РФ образованной страной?» Лекция цикла «Прогнозы про угрозы». Видео >>

   
   

На пленарном заседании клуба «Валдай» президент Владимир Путин поднял вопрос отсутствия национальной идеи. Эксперт Совета по внешней и оборонной политике Лев Любимов убеждён, что центром такой идеи должен стать человек. Его формирует много составляющих, но начинается всё с образования. Именно в этой сфере Любимов видит ряд проблем, которые необходимо решать уже сегодня.

Записал, зазубрил, сдал и забыл

Должен признаться с большой грустью, что из каждых 100 выпускников школы у 95–97 % нет понятийно-абстрактного мышления. Приходит ребёнок на первый курс, приносит 95 баллов ЕГЭ. Что он умеет после школы? Он умеет записать лекцию. А я считаю, что лекции сегодня читать не нужно. Зачем они нужны? Любой учебник есть у нас в электронной форме, нажми 5 кнопок — и ты его получишь. А делать надо что-то другое. Ребёнок записывает лекцию, зазубривает, сдаёт и забывает, он не умеет этим пользоваться. О чём это говорит? О том, что у него нет понятийно-абстрактного мышления как такового. А появляется оно в 10–12 лет, и наша задача — научиться создавать ситуации, при которых всё это формируется.

Аттестат зрелости заслуживают не все

В этом году у нас был очередной общественный вздох надежды — подскок баллов ЕГЭ. Но при этом профессионал должен понимать, что его это не обманет, потому что КИМы — мягко говоря, в наших руках. Мы назначаем ребёнку аттестат зрелости, если он по математике получил 21 или 22 балла. А вы посмотрите на задачи. Они примерно такие: «Дядя Петя потратил 7 рублей на яблоки и 13 рублей на конфеты. Сколько он всего затратил?» Я думаю, что для решения такой задачи 11 лет учиться не надо, достаточно двух. Мне кажется, что надо отменить выдачу аттестатов зрелости тем, кто сдаёт ЕГЭ ниже 40 баллов. Получай справку. Мне кажется, что нужно изменить основной закон. Не нужно каждому выдавать документ о среднем образовании, каждому — равные возможности получить среднее образование. А использовал ты их или нет — это твоё дело. Вот если получил меньше 40 баллов — получи справку, что ты возможность использовал, но аттестата не получил. Я вас уверяю, что миллионная армия учителей вздохнёт. На них не будут давить, чтобы они любому бездельнику выдавали аттестат зрелости или рисовали соответствующие оценки.

Хорошее, тёплое, честное

Что можно сделать со школьным образованием? Пока не принят один стандарт, а закон принят о том, что вводится новая образовательная ступень — дошкольное детство. Для меня совершенно ясно, что в основу такого стандарта не должны быть положены величайшие достижения маленького ребёнка в чтении, письме, счёте, извлечении корня третьей степени из какого-нибудь числа. Главная задача — это социализация. Я готов составить странный ЕГЭ для таких ребят, где будет банальный набор. Например, устойчивый навык встать утром с улыбкой, поцеловать родителей, убрать за собой постель; устойчивый навык первым здороваться со взрослыми, уступать им дорогу. И вот таких 30 пунктов. Когда ребёнку исполняется 7 лет, чтобы в детском саду заполнили таблицу «да», «нет», случилось или не случилось. Если не случилось, то неизвестно, что из него вырастет. А если случилось, то точно известно, что вырастет что-то хорошее, тёплое, честное, трудолюбивое.

Фото: АиФ / Алексей Богданов

Слова собственного сочинения

Теперь про начальную ступень. Здесь образуется письменная речь. Вся наша школа почему-то в этих двух словах видит только слово «письменная». Это довольно смешно. В Москве многие дети уже в первом классе пользуются планшетами, и никакой ручки нет. Поэтому не «письменная» главное слово, а слово — «речь». Причём речь не ваша, не моя, не взрослых речь, а речь ребёнка. Мы употребляем слово «творчество», а я бы предпочёл слово «авторство». Его собственная авторская речь — вот что главное. Тогда у ребёнка начинает развиваться интеллект. А когда его учат письменной речи, то есть письму на основе убогого букваря и «Книги для чтения», то есть чужой речи, у него интеллект не развивается.

   
   

Чем тогда должна закончиться по этой части начальная школа? Коллекцией письменных собственных текстов ребёнка страниц на тысячу. Есть масса способов стимулировать детей, чтобы они создавали свою собственную речь.

Прочти и пойми

Очень важно развитие слуховой речи, когда класс попеременно читает строчку за строчкой какое-то выдающееся поэтическое произведение. Читается одна строчка, а мы слушаем её и говорим: здесь не та интонация, здесь не то смысловое ударение, здесь не тот ритм. Вы повторяете и повторяете. На пятнадцатый раз вы делаете это правильно. Как вы думаете, что это означает? Это означает, что вы наконец поняли текст.

Колоссальнейший, катастрофический провал школьного образования России состоит в том, что в пятый класс наши дети входят едва ли не лучшими в мире, а из девятого выходят едва ли не худшими. И главный отрицательный показатель — это текстонепонимание. Они не понимают текста, поэтому и не читают. Когда вы делаете то, о чём я сказал, одновременно возникает текстопонимание.

Катастрофический провал школьного образования России состоит в том, что в пятый класс наши дети входят едва ли не лучшими в мире, а из девятого выходят едва ли не худшими

Как звали лошадь Вронского

У школы есть, по новому стандарту, первая задача — развитие личности. Причём это написано так, что вводит в заблуждение читателя. Он думает, что личность в ребёнке можно сформировать. Конечно, нет. Личность формируется сама. Опять-таки, создаём мы для этого условия или нет. Например, литература. Чудовищными являются требования профессоров филологии, которые считают, что ребёнок должен освоить контент — содержание великой русской литературы. Ведь КИМы ЕГЭ так устроены: как звали лошадь Вронского? А зачем ему нужно это запоминать? Что такое контент-содержание великой русской литературы? Это миллион страниц. Кто может запомнить такое количество? Обучение русской литературе идёт на 7–8 произведениях, и всё. И никакого обязательного списка на тысячу страниц не надо. Уже даже президент сказал: «Давайте список создадим, а то они ничего не читают». Они ничего не читают, потому что текстов не понимают. Смысл литературы для помощи в развитии личности состоит в том, чтобы у ребёнка возникло чувство переживания, чтобы он прожил жизнь Татьяны, чтобы он прожил жизнь Онегина, чтобы он прожил жизнь Раскольникова, чтобы он прожил их жизни. Вот в чём смысл.

Хватит играть в толерантность

История — это тоже переживание за свой народ, за чужой народ. Сегодня наши историки занимаются непонятно чем. Они выясняют, как бы достичь консенсуса по 40 событиям. Мне иногда становится просто смешно. Кто-то из Татарстана говорит, что на Куликовом поле были не татары, а то ли мексиканцы, то ли вообще неизвестно кто. Мы из трудов выдающихся русских историков, которые были к дате значительно ближе, чем сегодняшние, знаем, что там происходило. И в данном случае кому-то из этих квазиучёных в Татарстане по мозгам надо один раз дать — и остановить это, а не играть в толерантность, в политкультурность. Этим заниматься не нужно.

Смысл истории в том, чтобы уроки из неё извлекать, а следовательно, хорошо бы понимать философию и историю, социологию и историю, психологию и историю. У нас этого нет.

Сфера ответственности

Ещё одна часть формирования личности называется партиципация, нам надо научиться дружить, и для этого надо собираться на собрания. Дружат люди тогда, когда они задействованы в деятельности, когда они что-то делают вместе, когда они за что-то вместе отдают свои силы, свою энергию. Если вы хотите, чтобы ребёнок формировался как личность, он должен участвовать, он должен знать свою сферу ответственности в семье. За что он отвечает в семье? Допустим, за покупку молока и хлеба или за что-то другое. Мой старший сын отвечал за чистоту в туалете и на кухне. Это была его сфера ответственности. Вот если он за это отвечает, я вас уверяю, он следит за тем, чтобы там никто ничего не сотворил. Кстати, с этого начинается любовь к месту. Патриотизм — это любовь к месту. Должна быть его сфера ответственности в классе. Мне во всех городах говорят, что в школах запрещают, чтобы дети поддерживали порядок в классе. Почему? Его сфера ответственности в классе важна, в школе важна, если хотите, в подъезде важна. Задумайтесь над этим.

К утру хочу тачку, квартиру и девчонку

Нынешняя молодёжь всё больше и больше заражается иждивенчеством. Даже высокие рейтинги голосования за нашего президента — это не политическая лояльность, а патерналистская — чем больше раздашь, тем больше за тебя проголосуют, чем больше подаяние, тем больше лояльность. Это непонимание стратегии пути развития страны. Это молодёжь, у которой главное слово — успех, а человека нет. Все видят, что это за человек. Так что успешность, примитивный утилитаризм: к утру хочу тачку, квартиру и девчонку — это сегодняшняя ментальность. Все опросы сегодняшние показывают, что из 100 человек 40 хотели бы уехать из этой страны. Мы это имеем сегодня в качестве продукта школы. Я бы хотел иметь другой продукт. Как? Я рассказал лишь 1 %.