Образование класса «люкс». Опубликован список 500 лучших школ России

Московский центр непрерывного математического образования при поддержке Министерства образования и науки РФ составили и опубликовали первый рейтинг 500 лучших средних общеобразовательных школ России.

   
   

Столица вне конкуренции

Список лучших школ России стал продолжением проекта, ранее проводимого только в Москве, где рейтинги школ публикуются не в первый раз.

Публикация общероссийского рейтинга связана со вступлением в силу с 1сентября нового Закона «Об образовании». В соответствии с ним, оценка качества образования проводится для получения действительной и независимой информации для потребителей образовательных услуг, а также в целях улучшения качества этих услуг.

Двумя основными критериями, по которым оценивались школы, являлись результаты ЕГЭ и Всероссийских олимпиад школьников. В основу первого общероссийского рейтинга лёг анализ результатов ЕГЭ 2011–2013 годов, Всероссийской олимпиады школьников, а также итогов приёмных кампаний в вузы.

В список Топ-500 вошли школы из 77 регионов России. Больше всего в списке, как и можно было предположить, столичных учебных заведений — 89. Сильно уступил Москве вечный конкурент Петербург — всего 18 питерских школ попали в список 500 лучших.

Заместитель председателя правительства России Ольга Голодец, участвовавшая в представлении списка, особо отметила, что среди 500 лучших оказалось неожиданно много сельских школ — более 50. По мнению чиновницы, это говорит о том, что школы на селе вполне могут конкурировать с городскими учебными заведениями.

   
   

Лицей 1535 — лучший в России

Одновременно со списком 500 лучших школ был отдельно представлен Топ-25 «лучших из лучших». Лидером среднего образования в России на данный момент стало государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Лицей № 1535».

Госпожа Голодец сочла нужным особо отметить успех столичных лицеистов, поскольку лицей создан в новое время, и «таких школ в советское время не было».

Экспертов успех лицея 1535 не удивил. Это учебное заведение в течение нескольких лет находится среди лидеров рейтинга столичных школ. Ольга Голодец почти не погрешила против истины — Экспериментальный лицей с востоковедным уклоном Института стан Азии и Африки при МГУ был открыт на сломе эпох, в 1991 году. Правда, отдельные классы с углублённым изучением китайского языка при столичной школе-интернате номер 14, чей опыт и лёг в основу создания лицея, существовали аж с 1956 года.

Расположенный в Центральном округе Москвы лицей осуществляет набор по конкурсу в 7–10 классы. Поступить в него значительно труднее, чем в иные престижные вузы.

Школа, воспитавшая Фурсенко и Зурабова, в числе лучших

Второе место в списке лучших занял специализированный учебно-научный центр (факультет) — школа-интернат имени А. Н. Колмогорова при МГУ.

Школа-интернат имени Колмогорова известна во всём мире. Её авторитет не поколебал даже громкий скандал вокруг нового директора, вынужденного покинуть свой пост после того, как он был уличён в махинациях с кандидатской диссертацией.

Третье место досталось ещё одному прославленному учебному заведению — физико-математическому лицею № 239 Центрального района Санкт-Петербурга. Школа была основана ещё в 1918 году, хотя свой нынешний статус получила в 1990-м. Среди её бывших учеников правозащитница Елена Боннэр, музыкант Борис Гребенщиков, знаменитый математик Григорий Перельман, бывший глава РФС Сергей Фурсенко и всеми любимый отставной министр Михаил Зурабов.

Среди других регионов, делегировавших своих представителей в Топ-25 — Екатеринбург и Свердловская область, Новосибирская, Брянская и Тамбовская область, Республика Мордовия, Вологодская, Челябинская, Омская и Тюменская области, Чувашия, Татарстан, Нижегородская и Томская области.

Министерство образования и науки РФ намерено рекомендовать региональным властям поощрить школы, попавшие в списки лучших, в том числе и выделением им дополнительного финансирования.

Кроме того, чиновники надеются на то, что лидеры рейтинга станут образцами для подражания, за которыми будут тянуться те, чей уровень сейчас ниже.

«Витрина» прекрасна. А что за ней?

Отношение к новому рейтингу у педагогов неоднозначное. Кто-то полагает, что он станет толчком к развитию среднего образования в России (на это рассчитывают и министерские чиновники), кто-то, как было и в случае с рейтингом неэффективных вузов, ставит под сомнение положенные в его основу критерии оценки.

Нужно отметить ещё один важный момент — большинство лидеров рейтинга являются школами, проводящими конкурсный набор учащихся. Эти элитные заведения имеют возможность отбирать лучших из лучших, а не набирают в первую очередь тех детей, которые проживают в определённом районе, закреплённом за школой.

Естественно, что работать с талантливыми и одарёнными легче и приятнее, чем находить эти таланты среди тех, кто ещё себя не проявил, или обучать таких детей, чьи способности не слишком выдающиеся.

Обсуждение списка Топ-500 школ России, начавшееся в блогосфере, выявило в обществе ощутимый скепсис к данной инициативе. Блогеры предполагают, что самые успешные школы России ждёт новый мощный наплыв родителей, желающих, чтобы их чада учились именно там.

В то же самое время уровень обучения в обычных, а неспециализированных школах будет только снижаться. Тем более что все дополнительные финансовые средства в таких условиях будут выделяться именно тем средним учебным заведениям регионов, которые попадут в Топ-500. Ведь с точки зрения чиновников на местах, лауреаты рейтинга — отличная «витрина», за которой можно спрятать все недостатки.

Смотрите также: