Юлия Шигарева: За что боролись?

Юлия Шигарева, редактор отдела культуры «АиФ», мама выпускника-2013    
   

Зато за этот учебный год я поняла, что современная система образования в России никакого образования детям не даёт. Педагоги и репетиторы изо всех сил пытаются в сжатые сроки натаскать своих подопечных на то, чтобы те быстро, желательно, не задумываясь, ставили галочки в нужных клеточках. Мне, закончившей школу в 1987 году, хватило запаса знаний, чтобы помогать сыну подбирать нужные примеры для эссе по истории, русскому, обществознанию. Чем поможет он своим детям? Галочку нарисовать? «Ну, как же, — возразят разработчики. — У нас же есть эссе. Там и можно продемонстрировать широту кругозора, оригинальность мышления». А вы, господа, зайдите в любой книжный магазин — там лежат тонны пособий «Как написать эссе». Основной тезис: ваше умничание и оригинальничание никому не нужны. Берете фразы-кубики-шаблоны, составляете из них текст — это я про русский язык — и будет вам счастье. 80 баллов как минимум! Мы на себе проверили. Сработало! И что. после этого мне кто-то будет рассказывать про инновации и модернизацию в стране, где растят шаблонно мыслящих детей? Я вас умоляю!

ЕГЭ сдают не первый год, но вопросов по-прежнему больше, чем ответов. К примеру, как можно сдавать иностранный язык только путем тестов и эссе? А говорение? Я вспомнила историю, которую мне рассказал один наш старый актер.

Как он в голодную студенческую советскую юность подрабатывал на стройке маляром и заодно учил английский — писал кистью слова на стене. И, попав потом за границу, долго удивлялся, почему его там никто не понимает. Ему и в голову не приходило, что в английском половина букв не читается. Или почему в экзамене по истории России в задании, где нужно написать эссе об историческом деятеле (годы жизни, основные направления политики и ее результаты), среди Дмитрия Донского, Александра Первого, Никиты Хрущева мой сын вдруг обнаружил — только не смейтесь! — Махатму Ганди! Или вы, товарищи ученые, доценты с кандидатами, успеете за те три часа, что отводятся на обществознание, сперва ответить на три десятка тестовых вопросов, а потом коротенечко написать эссе на тему «Я не занимаюсь политикой — А знаете, это всё равно, что сказать: «Не занимаюсь жизнью» Ж. Ренар» и привести не менее двух примеров, подкрепляющих мысль вышеуказанного автора, из мировой истории или философии?

Но финал моей пламенной речи будет неожиданным. Вы удивитесь! Школу и ЕГЭ не надо ругать! Объясню! Какая главная задача школы? Социализовать подростка, подготовить его ко взрослой жизни в обществе. И с этой задачей нынешняя российская школа и ЕГЭ справились отменно. Они научили подростков главному: твои таланты, умения, трудолюбие, знания никому не нужны. Все равно победит тот, у кого кошелек толще. Потому что за деньги можно купить всё — правильные ответы, баллы, победы на профильных олимпиадах. И второе — об этом мне сказал мой сын: «Система пытается нагнуть нас, а мы нагнем её». Система образования научила их видеть в государстве врага, который пытается тебя опустить, не подпустить к хорошему образованию, нормальной работе. И ты должен сделать все, оказаться хитрее, наглее, чтобы этого врага победить. И эти, 17-18-летние ребята, уже научились видеть в государстве врага. Вы этого хотели добиться своими реформами школы? Я вас поздравляю! Вы этого добились!

Читайте также