Отечественное образование будет прирастать музыкой?

Как китайцы?

Недавнее исследование выявило, что мозг российского 15-летнего школьника уже сравнялся по уровню развития с интеллектом его сверстника из США. И это вовсе не комплимент. Американская система среднего образования давно в упадке. Не зря же Штаты по­стоянно импортируют мозги из других стран. А потому, рассуждая о перспективах нашего образования, о том, как сделать молодое поколение более конкурентным на мировом рынке, чиновники всё чаще ссылаются на опыт китайцев. Один из секретов успеха детей из КНР - поголовное обучение игре на музыкальных инструментах.    
   

«В Китае каждый ребёнок должен научиться играть на одном музыкальном инструменте, - говорит Ольга Голодец,

заместитель председателя Правительства РФ. - Это не значит, что он потом будет играть в оркестре. Но он быстрее других создаст айпад, сделает открытие. Потому что музыкальное образование развивает такие стороны личности и умения, которые делают ребёнка более конкурентным на современном рынке. Сегодня главные требования к гуманитарному образованию - это расширение сфер, чтобы развить в ребёнке как можно большее количе­ство способностей и навыков. Понимание цвета, звука и пр. - только это сделает наше новое поколение более конкурент­ным. Если мы сегодня будем говорить, что нам нужно выучить только русский и математику, то проиграем». Правда, перейти от слов к делу будет, пожалуй, сложновато, даже если власти закупят на всех не рояли, а балалайки...

Театр, а не ТВ

«Сегодня в КНР играть на пианино учатся, по разным оценкам, 50-80 млн человек, - рассуждает Михаил Швыдкой, спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудниче­ству, президент фонда «Академия российского телевидения». - Чтобы догнать их, учитывая разницу в размерах населения, у нас должно играть около 5 млн. На практике же, если мы добираем до 800 тыс., это уже благо. Забота государства состоит в том, чтобы финансировать культуру, в том числе и для того, чтобы иметь успешную экономику. Сегодня на американ­ском и европейском рынках труда ценятся люди с двумя высшими образованиями.

Они «улетают» мгновенно. Если ты инженер и флейтист с дипломом, то тебя возьмут на работу быстрее, чем просто инженера или просто флейтиста. Причина проста: на Западе давно поняли: такие люди ориентированы на креативность. В 1978 г. вместе с Институтом художественного воспитания школьников Академии педагогических наук мы провели исследование: как влияет на успеваемость посещение детьми театров. Вывод: всего 4 спектакля в год - и ребёнок начинает лучше успевать по предметам, где требуется воображение. Человеку надо общаться с живым искусством! Не с изображением. Идея, что компьютер может заменить реальное искусство, - большой обман. Так же и телевизор не может заменить посещения галереи, похода в филармонию, просто прочтения ребёнку книги родителями вслух».

«Практически все школьные предметы развивают левое полушарие головного мозга, отвечающее за логику, - объясняет Дмитрий Воедилов, психолог, преподаватель Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ. - Если ребёнок занимается ещё в музыкальной или художественной школе, то у него гармонично развиваются оба полушария - и эмоциональное, и логическое. Человек способен принимать более творче­ские, обоснованные решения».

В общем, родители, если хотите, чтобы ребёнок был успешен в жизни, хорошо зарабатывал, чаще водите его в театры, на концерты, читайте книги, запишите в музыкальную школу. Рецепт вроде бы простой, но такой действенный...

Смотрите также: