Внеклассная «сотня». Минобразования определило, какие книги должны читать школьники

Министерство образования и науки, из недр которого выходят в последнее время весьма спорные циркуляры, на сей раз определило, что должны читать учащиеся средних учебных заведений во внеклассное время.

   
   

Окончательно утвержденный список Топ-100 чтения для юношества уже разослан в регионы, где его берут на вооружение преподаватели.

Деникина и Островского «примирил» список

Сама идея составления списка принадлежит нынешнему президенту России, а на тот момент премьер-министру Владимиру Путину. Год назад он высказался за создания такого набора литературы, по примеру американских университетов начала 20-го века.

С самого момента появления инициативы страсти вокруг того, что должно войти в «список 100», кипели нешуточные. В этом отразилась вся противоречивость современного российского общества – то, что одни считают каноническими произведениями, жемчужинами отечественной культуры, другие готовы предать анафеме.

В итоге на основании опросов преподавателей в регионах был составлен шорт-лист из 200 «кандидатов», на основании которого интернет-голосованием на сайте king100.spbu.ru и были отобраны 100 условно лучших книг. Ну, или, во всяком случае, наиболее полезных.

Нужно признать, что составители списка приложили максимум усилий, чтобы совместить в нем «коня и трепетную лань».

Разумеется, список составлен в алфавитном порядке, во избежание споров о том, кто полезнее для юношества – Николай Островский или Антон Деникин. Представители двух враждующих лагерей Гражданской войны соседствуют в Топ-100 – Островский с легендарной книгой «Как закалялась сталь», а Деникин с «Очерками русской смуты».
 

На всех не угодишь

Литература о Великой Отечественной войне также представлена авторами, имеющими очень разные взгляды – от

«Горячего снега» Юрия Бондарева до «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова.    
   

Классические советские повести Аркадия Гайдара и Николая Носова соседствуют с Владимиром Набоковым. Последний, правда, представлен в списке не «Лолитой», вызывающей гнев у российских ревнителей нравственности, а «Защитой Лужина» и «Приглашением на казнь».

 

Список изначально не мог удовлетворить всех – кто-то сочтет надругательством на русской литературой то, что «Идиот» Достоевского оказался на одной доске с «Приключениями Алисы»

Кира Булычева или повестью «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, другие с удовольствием убрали бы из списка всю советскую литературу. Кому-то излишним покажется введение, пусть даже и во внеклассное чтение, книг Сергей Довлатова.
 

Да и вообще, сложить цельную картину мира для молодого поколения, совмещая в одном списке «Остров Крым»

Василия Аксенова и «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, крайне непросто.

Думается, что тех, кто постарается совместить, на деле окажется немного. Поскольку изучение данной литературы будет происходить в порядке факультативов, то определять, что будут обязательно читать школьники из «списка Топ-100», будут, скорее всего, конкретные учителя и завучи, в соответствии со своими вкусами и политическими взглядами.

Где найти «Олонхо»?

Следует обратить внимание на то, что основную работу по составлению списка вел Санкт-Петербургский государственный университет – кузница кадров современной политической элиты России. Возможно, именно вкусами элиты объясняется минимальное число поэтов, попавших в окончательный список.

Много вопросов вызывает и попадание в список двухтомника «Россия. История успеха» современного публициста Александра Горянина. Это произведение, а также книгу историка Александра Боханова «Император Александр III», эксперты прямо называют данью текущей политической конъюнктуре.
 

Но наиболее спорным моментом называют включение в список литературы тринадцати различных национальных эпосов.

И если, например, карело-финский эпос «Калевала» был известен достаточно давно, то древнейшее сказание якутов «Олонхо» было до сих пор известно, пожалуй, только якутам и специалистам. То же относится и калмыцкому эпосу «Джангар», и казахско-узбекско –башкирскому «Алпамышу».

Относительно народных эпосов выразила сомнения даже руководитель «книжного проекта» в СПбГУ профессор Елена Казакова, которая заметила, что найти «Олонхо» и «Джангара» в библиотеках школьникам будет непросто.

Есть, правда, проблема и куда серьезнее. Пока взрослые до хрипоты спорят о том, что читать школьникам во внеклассное время, сами дети в принципе перестают читать, предпочитая книгам компьютерные игры и общение в Сети.

И может так случиться, что данный список литературы так и останется просто набором невостребованных названий.

Смотрите также: