В МГУ скандал: заместитель декана одного из факультетов обвиняется в получении взятки в 1 млн рублей. Деньги платил желающий получить образование в аспирантуре.
Неделю назад стало известно, что фигурантами дела о превышении должностных полномочий стали бывший ректор и завкафедрой Московского архитектурного института, а месяц назад полиция сообщила, что подозревает во взятке в размере 30 тыс. рублей преподавателя медицинского университета им. Пирогова. Деньги он получил от студента - за подпись в зачётной книжке.
Понятно, что дают взятки в основном те, кто просто не тянет обучение в выбранных институтах. Тем не менее, согласно опросам, до 20% студентов давали взятки своим преподавателям. И неудивительно. Ведь во время приёма в вузах творятся настоящие чудеса. По заказу Общественной палаты РФ был проведён мониторинг качества приёма в государственные вузы нашей страны в этом году. Результаты выявили немало проблем.
Дорогу троечнику?
Кому же посчастливилось быть зачисленными на бюджетные места в этом году? Больше половины бюджетного приёма составили троечники (результат ЕГЭ - 55 баллов и ниже). Какие из них получатся специалисты, если даже в школе они не могли успешно усвоить программу? Большой проблемой являются педагогические вузы, куда долгое время шли в основном троечники. В этом году ситуация наконец-то изменилась. В учителя пошли хорошисты. Но 10% педвузов всё ещё берут троечников. Отличников в педагогических вузах только 5-6%. Хотя, по идее, передавать свои знания детям должны только те, кто знает предмет на «отлично». Очень слабых абитуриентов берут на сложные инженерные специальности - такие студенты вряд ли смогут освоить программу. Например, из 19 вузов, которые готовят специалистов по эксплуатации авиационных систем, 7 имеют средний балл 55 и ниже. По автоматике и управлению из 120 вузов 20 имеют такие результаты.
Зато в этом году улучшили свои показатели медицинские вузы. 83% из них (35 вузов из 41) приняли больше половины отличников. Средний балл ЕГЭ по медотрасли - 75. Тройка лидеров - питерский мед им. Павлова, Дагестанская и Воронежская медакадемии.
«Кстати, Дагестанская медакадемия не первый год показывает очень сильный результат», - прокомментировал ситуацию Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования.
Кто платит?
«Бюджетный приём в вузы идёт за счёт налогоплательщиков, - говорит Ярослав Кузьминов. - Так что здесь контроль качества образования должен быть особо высоким. Ведь никто не хочет попасть к плохому врачу или учителю, тем более подготовленному за наш с вами счёт». Эксперты считают, что количество бюджетных мест на некоторые направления превышает спрос в 3-4 раза. Зачем тратить бюджетные деньги на подготовку специалистов, которые потом не могут найти работу?
Оказывается, таким образом некоторые руководители пытаются решить проблему своих отраслей и предприятий. Вместо того чтобы поднимать зарплату, они уговаривают государство «заказывать» на федеральные деньги побольше специалистов для этой отрасли - вдруг тогда хоть кто-то из них придёт работать на низкую зарплату. И такие находятся. Вузам такие «заказы» тоже выгодны - под них выделяются бюджетные деньги. В итоге государство впустую тратит средства, а слабые студенты создают нездоровую атмосферу учебного разгильдяйства. На днях Дмитрий Медведев утвердил план по развитию российских вузов, чтобы повысить их конкурентоспособность среди мировых научно-образовательных центров. Надеемся, благое начинание приведёт к наведению порядка в этой сфере.Смотрите также:
- Кому теперь идти в пед? Системе педагогического образования грозят большие перемены →
- ЕГЭ отменят? Госэкзамен предлагают оставить только для поступающих в вузы →
- Институты-сорняки. Нужно ли закрывать неэффективные вузы? →