Кому теперь идти в пед? Системе педагогического образования грозят большие перемены

По словам министра науки и образования РФ Дмитрия Ливанова, главный приоритет на данный момент – привлечение в школы молодых педагогов: «Мы будем активно заниматься повышением квалификации учителей, добиваться того, чтобы были созданы специальные пенсионные инструменты поддержки педагогических работников, поскольку очень часто получается так, что в школах нет вакансий для молодых педагогов».

   
   

Кроме того, Минобрнауки планирует разработать специальные профессиональные стандарты для российских учителей, а на их основе – создать систему профессиональных экзаменов, которые придется сдавать выпускникам педагогических вузов, прежде чем прийти работать в школу. Что касается реорганизации сети педагогических вузов, то часть из них, возможно, скоро прекратит свое существование. Останутся те, которые, по словам министра, «действительно профессионально готовят высококвалифицированных работников».

Напомним, что реформировать существующую систему образования, доставшуюся России в наследство от Советского Союза, Правительство РФ пытается с середины 2000-х годов. Под управлением Андрея Фурсенко в 2009 году экспериментальная система тестирования выпускников (ЕГЭ) стала основной формой проверки российских школьников. Также отечественная система образования почти повсеместно перешла на европейскую двухуровневую (бакалавриат и магистратура). Последней громко обсуждаемой инициативой Фурсенко стала идея сократить количество обязательных предметов в старших школах и сделать главными физкультуру и ОБЖ.

В преддверии новых кардинальных преобразований на педагогическом фронте АиФ побеседовал с Андреем Демидовым, сопредседателем Межрегионального профсоюза работников образования «УЧИТЕЛЬ» и попытался выяснить, действительно ли невысокий процент молодых учителей в школах – настолько серьезная проблема и как с ней бороться.

По статистике в регионах молодых преподавателей в школах не больше 10-15 % от общего числа учителей. В Москве ситуация не настолько плачевная, но в целом тоже удручающая: нормального профессионального воспроизводства и преемственности не наблюдается. Связано это, прежде всего, с тем, что социальный статус учителя крайне невысок, а оплата не соответствует тяжести труда. Минобрнауки считает, что необходимо сокращать количество региональных бюджетных мест в педвузах. «Это отчасти оправдано (количество детей падает), -- считает Демидов, -- но глобально эта мера, конечно же, не будет способствовать повышению качества школьного образования».

Для того чтобы молодые преподаватели шли в школы, он предлагает выработать комплекс мер.

«Во-первых, создавать дополнительные меры поддержки молодых учителей. Доплаты, которые делались в Москве и еще нескольких регионах (молодым учителям выделяли по 20000 рублей на «обустройство жизни»), отменили в прошлом году. Их необходимо как минимум вернуть. И это не вопрос меркантильности, а вопрос престижа профессии. Сейчас статистика такова, что четверо из пяти молодых преподавателей в течение первых трех лет уходят из школы.    
   

Льготы сейчас есть только у учителей, проживающих в сельской местности и поселках городского типа: им компенсируют расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Также немаловажно, что нынешняя разрядная система оплаты труда в школах – совершенно дискриминационная. Все надбавки распределяются в связи с педагогическими достижениями, и их львиная доля уходит пожилым педагогам с большим стажем работы.

Во-вторых, необходимо рассмотреть возможность предоставления молодым специалистам служебного жилья или преференций при приобретении жилья в ипотеку. Такой проект уже обсуждался, но дальше слов дело так и не пошло.

В-третьих, учителям нужно предоставлять льготы на устройство детей в сады. Прокуроры и следователи Следственного комитета, а также судьи имеют такие льготы, а учителя до сих пор нет».

Что касается идеи создания системы профессиональных экзаменов, которые придется сдавать выпускникам педагогических вузов, прежде чем прийти работать в школу, то она вызывает особую обеспокоенность представителя профсоюза работников образования: «Я думаю, что смысла в таких экзаменах нет, что это очередной приступ административной горячки. Министерство фонтанирует идеями, которые не нужны и трудны в реализации. Выпускник педагогического вуза и так сдает государственный экзамен по методике преподавания, а через два года после трудоустройства в обязательном порядке проходит переаттестацию. Между прочим, все учителя сейчас проходят переаттестацию раз в пять лет -- сдают в электронном виде тест, похожий на ЕГЭ. Нередки случаи, когда пожилые учителя буквально рыдают во время переаттестаций из-за того, что у них нет навыков пользования компьютером».

Не менее важная проблема – процедура трудоустройства молодых педагогов. Сейчас не существует общей базы, где могли бы аккумулироваться соответствующие вакансии. А публиковать информацию о них на общих ресурсах для соискателей директора школ не обязаны. Нередко работу в школе получают «по знакомству» специалисты не самой высокой квалификации. К идее реанимировать советскую систему распределения молодых учителей Демидов относится отрицательно: «Сейчас распределение действует лишь формально. Но призывы вернуться к нему, скорее всего, ничего, кроме вреда, не принесут».

Смотрите также: