Первый серьезный шаг в направлении обучения российских отечественных специалистов за рубежом был сделан в марте этого года, когда Министерство образования и науки РФ и Европейский университетский институт во Флоренции (EUI) подписали Соглашение, которое позволит российским студентам в течение ближайших семи лет обучаться на докторских программах во Флоренции за счет средств из российского федерального бюджета. Реализация этого Соглашения уже прошла стадию обсуждения на уровне правительства РФ.
Идея обучать за рубежом российских специалистов на государственные деньги появилась не вчера. Первый шаг в истории развития зарубежного образования сделал, естественно, Петр I: в 1696 году был издан указ об отправке дворянской молодежи на обучение за границу.
Что касается современной России, то некоммерческое партнерство «Клуб выпускников Гарвардского университета» еще в 2010 году подготовило проект «Глобальное образование», который в Кремле одобрили, но в жизнь пока не претворили.
Сложнее всего — убедить консерваторов от образования, что 45 млрд рублей (именно столько придется выделить на «Глобальное образование» Правительству РФ) необходимо потратить на подготовку специалистов за рубежом и что именно этот шаг в дальнейшем позволит развиваться своим, российским вузам.
Как сообщает «КоммерсантЪ Власть», вероятность того, что программа подготовки российских кадров в лучших вузах мира будет запущена в ближайшее время, очень высока. Владимир Путин может подписать указ о ее принятии во время посещения одного из вузов по дороге на саммит АТЭС во Владивостоке уже в начале сентября.
Многие российские вузы, не дожидаясь принятия решения на высочайшем уровне, давно сотрудничают с ведущими западными университетами, организуют совместные программы для студентов. Высшая школа экономики, к примеру, является партнером сразу нескольких зарубежных университетов.
Что же касается сотрудничества с Европейским университетским институтом во Флоренции (EUI) (на данный момент он считается одним из ведущих исследовательских институтов в мире в области социальных и политических наук), то началось оно в санкт-петербургском Европейском университете (ЕУСПб). Например, Игорь Скулкин и Олег Журавлев, студенты факультета политических наук и социологии, уже получили стипендию Правительства РФ по программе «Расширенный европейский докторат» для прохождения обучения во Флоренции.
Если федеральный бюджет примет на себя обязанности по оплате заграничного обучения российских специалистов, то в целом уже известная многим российским выпускникам процедура получения гранта не изменится. От конкурсантов будет требоваться высшее профессиональное образование (магистратура или бакалавриат) по соответствующей специальности (финансирование первой ступени образования за рубежом программа не предусматривает), а также владение английским языком.
Владение языком страны, в которой находится вуз, скорее всего, добавит соискателю дополнительные баллы. В итоге получить финансирование смогут получить только те выпускники, которые сами пройдут по конкурсу в зарубежные вузы, то есть отбор кандидатов не будет производиться «на местах» — именно этот факт и должен обеспечивать необходимую прозрачность программы.
Выпускник Высшей школы экономики и аспирант Нью-Йоркского Университета по политическим наукам Сергей Санович считает, что уже начатое сотрудничество с Европейским университетским институтом во Флоренции (EUI) и грядущая реализация проекта «Глобальное образование» — верный шаг России к мировому научному и образовательному сообществу. Главное, чтобы все решения, принимаемые по этой программе, были максимально прозрачными.
Мария Черноудова, стипендиат и грантополучатель, автор книг «Как финансировать учебу за границей и в России» и «Как получить стипендию для учебы в Гремании» к новому образовательному проекту относится с воодушевлением, но все же реально смотрит на вещи: «Это очень хорошая инициатива, только посылать учиться нужно по тем специальностям, по которым в России лучше не научат, техническим, например. Плюс тем специальностям, в которых нужно усиление международного сотрудничества (экономические прежде всего). Самый большой риск — невозвращение специалистов. Даже если они три года отработают потом, то после этого уедут. Из моих знакомых женского пола из-за границы не вернулся никто. Все успешно вышли замуж, хотя первоначально такой задачи перед собой не ставили. Я тоже после учебы на 4 года вернулась и работала в России, но потом по тем же личным причинам уехала в Германию. Мужчины тоже «утекают» туда, где лучше условия работы и, прежде всего, жизни».
Как заставить получивших финансирование от Правительства РФ вернуться и отдать долг Родине? Этот вопрос пока остается открытым. В проекте говорится, что отправляющиеся на обучение должны будут подписать договор займа. И в случае, если отучившийся вернется в Россию и отработает более трех лет по специальности, выданные на обучение деньги спишутся полностью. Если программа «Глобальное обучение» все-таки будет принята, то воспользоваться ей в ближайшие четыре года смогут около 3000 человек.
Смотрите также:
- Ставка на инновации. Ректор МГЛУ об аккредитации, науке и восточных языках →
- Нужен современный учитель. Уровень квалификации столичных педагогов растёт →
- Мой учитель - весь город! →