Писатель Меир Шалев: Навязанный патриотизм сродни фашизму

Нынешние дети читают гораздо меньше, чем я, когда был в их возрасте. У них сейчас и интернет, и айфоны, и триста каналов дома в телевизоре. У меня в 14 лет были только книги, да раз в месяц родители давали мне денег на кино. Я не виню современных детей – их мир совсем не тот, что был вокруг меня полвека назад. Но я продолжаю писать детские книги – две, последние на сегодня, рассказывают о моем коте по имени Кремер. Да-да, он тезка музыканта. Это большой толстый черный кот. Я считаю, что он совершенно необыкновенный.    
   

Меня порой спрашивают о религиозном и патриотическом воспитании. Я не религиозен, но в 90-е годы вместе с певцом Шломо Арци сделал серию телепередач для детей по библейской истории. В ТАНАХе много поучительных рассказов, полезных для детей – о семье, о любви, о героизме. Это часть культуры. Знание библии не делает детей религиозными, но делает культурными – как чтение античных мифов, например. Мне в детстве читали ТАНАХ, я и Арци читали его детям, это полезный опыт.

Что же касается патриотического воспитания… Я ничего не имею против, я сам патриот Израиля. Но если это превращается в школе в основной предмет, по мне в этом есть что-то фашистское. Слишком патриотическое, слишком националистическое, слишком этноцентрическое – мне кажется, это неправильно. Дети должны знать родную историю и культуру, географию своей страны, ее животных и растения, но если учитель придет в класс к ребятам и заявит: «Сегодня я научу вас Родину любить!» – я сочту это педагогической ошибкой. Как и идеологию «наша страна - осажденная крепость». Недавно меня спросили, стоит ли заставлять детей и подростков ездить на экскурсии в Освенцим, ходить в музей Холокоста – Яд Вашем. Моих детей никто не заставлял. Когда им было 16-17 лет, в школе им предложили такую поездку. Я спросил – хотят ли они, они не захотели и не поехали. Им действительно не нужен был опыт посещения Освенцима - достаточно того, что они узнали на уроках истории и в Яд Вашеме. Мне говорили, что в Германии для немецких школьников такая экскурсия обязательна. Если это так - что ж, я не считаю, что это очень тяжелое наказание.

Есть еще один аспект воспитания – круг чтения. Мне его определял отец. Я узнал, что в России предпринимаются законодательные попытки запретить пропаганду гомосексуализма и других перверсий. Под пропагандой можно понимать и публикацию книг. В моих книгах есть рассказы о гомосексуальных отношениях у мужчин и женщин, о любовных отношениях брата и сестры, взрослой женщины и маленького мальчика, о связи холостяка с замужней женщиной. Нужно ли запрещать подросткам читать такие книги? Я по этому поводу скажу вот что. Мой отец дал мне прочитать «Лолиту» Набокова (вместе с «Моби Диком» Мелвилла), когда мне было 14 лет, он сказал: «Прочти, это великолепная книга». Я прочитал. В 14 я не слишком задумывался над педофилическими аспектами романа, но я понял, что отец дал мне настоящее сокровище, литературный шедевр. Не стоит запрещать подросткам читать, и читать о жизни в ее разных проявлениях. Если юноша или девушка 14 лет достаточно начитаны, чтобы воспринимать мои книги, я полагаю, что нет никакой моральной проблемы в том, что они их прочтут.

Как-то мне рассказали о книге Михаила Дымова «Дети пишут Богу» - это письма детей  Творцу всего сущего, - и спросили, что написали бы Богу израильские дети? Наверное, в Израиле больше писем, чем в других странах, начиналось бы со слов: «Боже, пожалуйста, принеси мир в нашу страну». Но в остальном, надеюсь, дети просили бы о чем-то личном: «пожалуйста, пусть у меня будет много друзей», «сделай так, чтобы меня любили в школе», «пожалуйста, заставь моих родителей снова жить вместе», «мой папа очень болен, вылечи его, Господи». Если ребенок потребует от Бога вернуть евреям Храмовую гору, это, на мой взгляд, будет уже проблема.

Смотрите также: