Всем школьникам нужны психологи?

Зачем нам полёты на Марс, если нашим детям на Земле так плохо? Фото: Fotolia/PhotoXPress.RU

После жуткой волны подростковых самоубийств, затопившей Россию, только ленивый не советовал в журналах, по ТВ и радио: едва заметите в ребёнке признаки подавленности и обеспокоенности - бегом к школьному психологу! А у вас в школе он есть? А он хоть раз помог вашему ребёнку в трудной ситуации?

   
   

«А второй мальчик описался!»

Когда газеты написали о пятой девочке-самоубийце, школа, где учится моя дочь, наконец отреагировала. На входе появился плакат с телефонами «тревожных служб», в которые нужно бежать и звонить, если с ребёнком непорядок. Список неожиданный - наркодиспансер, центр коррекции ПСИХИЧЕСКИХ (не психологических!) отклонений, правозащитный центр… Дозвониться ни по одному из телефонов не удалось, как, впрочем, и пообщаться со школьным психологом. Зайдя к нему в кабинет, я наткнулась на строгий взгляд... женщины в милицейской, пардон, полицейской форме! Оказалось, в нашей школе дважды в неделю в «профилактических целях» ведут приём сотрудники местной комнаты милиции, как бы подменяя психолога. А он, собственно, чем занят? А он, вернее, они меняются у нас в школе раз в полгода. Видела я пресловутого школьного психолога только однажды - на тестировании в первый класс, когда после выполнения заданий хмурая женщина заявила мне, что мой ребёнок «гиперактивен и с этим надо что-то решать». Я только за, даже подписала бумажку, в которой соглашалась на «психологическое школьное сопровождение», вот только… Вот только хмурая тётя уволилась. Пришёл весёлый дядя. Новый школьный психолог, как в восторге рассказывают дети, запирает «истериков и хулиганов» у себя в кабинете на 2-3 часа. «Представляешь, у нас один мальчик после этого заикаться стал, а второй описался!» - рассказала дочка.

Это, к сожалению, не исключительная ситуация, а типичная. Родители знакомых детей рассказывают грустно похожие истории. Со школьными психологами у нас в стране сложилась ситуация чётко трёх типов: или их вообще нет, или родители их никогда не видят и очень удивляются классе в 8-9-м, что, оказывается, психологическая служба в школе есть. Или психологи так «корректируют» психику вашего ребёнка, что сходят с ума уже родители. Одна моя подруга никак не может забыть, как в 5-м классе школьный психолог попросил её сына Андрюшу описать «психологические проблемы семьи», тот с душой разоткровенничался, после чего классная руководительница прочла его работу сначала на классном часе, а потом и на… родительском собрании, упрекая маму Андрюши в «истеричности и неадекватности». Теперь одноклассники дразнят ребёнка «психтаблеткой», а его мама второй год ходит к... психологу для взрослых. Почему же самое ценное - души и мозги наших детей - находятся под таким неадекватным присмотром?

Один на тысячу

«Первое, что вам скажут все школьные психологи: «А чего я должен убиваться за копейки, если даже учитель физкультуры получает больше!» - говорит Алина Реброва, клинический психолог в частном медицинском центре. - Недостойная зарплата - одна из первых причин, отпугивающих от работы в школах хороших специалистов. Психологи же не ведут уроков, их относят чуть ли не к техническому персоналу, и им ощутимо меньше платят, чем учителям. Ещё один очень важный момент - нагрузка. Психолог, если есть в школе, - он ОДИН. А учеников может быть и 500, и 1500, смотря какая школа. Я знаю не понаслышке: 2 года проработала в московской школе, причём это был мой осознанный выбор. Пришла с горящими глазами, но «опытные учителя» быстро поставили меня на место. Меня «пользовали» исключительно для тестирования будущих первоклашек, на занятиях по проф­ориентации для выпуск­ников, ну и в «экстренных случаях». Один такой случай хорошо помню до сих пор. Третьеклассник Серёжа безумно раздражал свою классную руководительницу «вопиющей умственной отсталостью». Она через день угрожала родителям сдать его в «психушку». Он всё время вскакивал во время уроков, ронял на пол ручки и тетрадки, стучал по парте пеналом, заваливался на бок и странно дёргал конечностями. Я понаблюдала за ним несколько месяцев: пообщалась, посидела рядом на уроках, чтобы выяснить: у Серёжи СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Он не умственно отсталый - наоборот, соображает лучше многих одноклассников, просто к нему нужен особый, «понимающий» подход. Его нельзя одёргивать, пытаться «задавить», ругать за невнимательность. Иногда нужно разрешать попрыгать на стуле или выйти из класса и побегать по коридору! «Прямо во время уроков? Да никогда! Из-за этого полудурка дисциплину ломать!» - заорала его классная руководительница. С помощью районной психологической службы мне удалось перевести Серёжу в другую школу, где за ним согласился «присматривать» учитель с пониманием. К 15 годам СДВГ у него практически прошёл, он хорошо учится. Этим примером я горжусь: так, в принципе, и нужно работать школьному психологу, вот только меня после истории с Серёжей из школы выжили. Под давлением его бывшей классной руководительницы».

Не упустить Андерсена

«Хороший психолог нужен современной школе не меньше, а, может, даже и больше, чем хорошие учителя, - считает психолог Игорь Бестужев, психиатр, кандидат медицинских наук, - ведь психика современных детей находится под жутким давлением. Введение ЕГЭ, тестовой системы, ежегодные «школьные реформы» - всё это крайне нервирует учителей, им бы успеваемость «не уронить», некогда «в душах копаться». Родителям тоже некогда в ребёнка всматриваться - они зарабатывают деньги на его будущее «чтобы он, бестолочь, в платный вуз пошёл, если без денег не возьмут», забывая о настоящем. По неофициальной статистике, в начальных школах у нас учится до 30% детей с «психологическими отклонениями»: гиперактивностью, элементами аутизма, дислексией и дисграфией (неспособностью к грамотному чтению и письму). При умелой коррекции с большинством проблем можно справиться. Вот вы знаете, что знаменитые писатели - Андерсен и Агата Кристи - в школьные годы никак не могли научиться писать? И, уже будучи взрослыми, допускали такое количество орфографических ошибок, что их рукописи поначалу отвергали только из-за этого! Американские звёзды Том Круз, Кира Найтли, Киану Ривз - можно долго перечислять знаменитостей, которым письмо и чтение даются с трудом, но их же не «сплавили» в детстве в психдиспансеры, а помогли скорректировать психологические особенности. Да, в США психологические службы начали развиваться чуть ли не в 1800 г., у нас - с 1980-го (причём парадоксально, но первые кабинеты школьных психологов открылись в бывших красных уголках, в которых раньше хулиганов прорабатывали, но по-другому). Пропасть колоссальная, догонять долго, но нужно стараться».

   
   

Нашей стране нужно стараться, как никакой другой. В 2010 г. мы вышли на ПЕРВОЕ место по числу самоубийств среди подростков! На ПЕРВОЕ! Какие могут быть нацпроекты, нанотехнологии и полёты на Марс, если нашим детям так плохо?