С закрытием школ сёла погибнут окончательно

Детям приходится ездить в школу за 25 км от дома. Фото: Алексей Мальгавко, РИА Новости

Тотальная ликвидация малочисленных сельских школ началась 10 лет назад с принятием постановления Правительст­ва РФ «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» № 871 и продолжается по сей день.

   
   

В Минобрнауки утверждают: сельские ребята подготовлены хуже городских, надо возить их в большие школы, чтобы не лишать хорошего образования. Как реализуется эта благая на первый взгляд цель, «АиФ» узнал на примере сельской школы в Нижегородской области.

Без перспективы

Танайковской школе, расположенной в 4 км от райцентра, небольшого городка Перевоз, повезло. Её удачное географическое положение, высококвалифицированный преподавательский состав способствовали тому, что школа стала базой для слияния пяти более мелких близлежащих школ. Таковыми они стали после неудачных аграрных реформ 90-х годов, когда рухнувшие колхозы и совхозы лишили сельских жителей работы и вынудили молодёжь с детьми уезжать из родных мест. А ведь ещё недавно это были крупные сёла. В селе Ягодном даже начали всем миром восстанавливать храм. Да бросили, почувствовав курс нынешней власти на отказ от «избыточных» сельских школ. В селе Вельдеманово, на родине патриарха Никона, работы по восстановлению храма были выполнены более чем наполовину, но быстро свёрнуты в связи с ликвидацией школы.

Власти, выполняя государственное постановление, сельчанам пообещали: закроем малочисленные школы, а высвободившиеся деньги будем вкладывать в автобусы, перевозку детей и учителей, хорошее оборудование и т. д. В танайковскую школу теперь приезжают ученики из 13 ближайших сёл.

«Ежедневный развоз детей, особенно первоклашек, - это самая главная боль нашего педколлектива, - говорит Сергей Шилкин, бессменный директор танайковской школы со дня её основания. - На балансе школы 4 автобуса, в штате 4 водителя, гаражей для всех автобусов нет, как нет и механика. Ежемесячно школе выделяется 6,5 тыс. рублей на бензин. Каждый день автобусы совершают по два рейса утром и два после уроков, развозя детей по домам. Их сопровождают учителя, живущие в этих сёлах, - они отвечают за безопасность детей. За это педагогам доплачивают по 0,2 оклада. Отправку детей из школы контролируют дежурные учителя».

Досуг - в автобусах

Многим детям, особенно малышам, такие ежедневные поезд­ки даются тяжело. Некоторым приходится за день проезжать по 25 км туда и обратно. Дети поздно возвращаются из школы, а утром нужно рано вставать. Иногда бывает: дети прождут автобус, а он не приходит в назначенное время - не успевают расчистить дороги. Дополнительное образование в этих условиях организовать сложно. Но проблему эту в сельской школе пытаются решить.

«По вторникам 7-м уроком у нас классные часы, - говорит Сергей Иванович. - В пятницу - индивидуальные занятия по предметам. В 4 км от школы есть физкультурно-оздоровительный комплекс, где по очереди проводят занятия по физкультуре, в том числе по плаванию, все школы района. В каждом селе мы создали детские разновозрастные отряды со своими командирами».

   
   

Судьба учителей из закрытых школ сложилась по-разному. Трое получили работу в танайковской школе, некоторые ездят в райцентр, кто-то остался без работы. Зарплата директора танайковской школы со всеми надбавками - 15 тысяч рублей в месяц. «Учителям тоже довели зарплату до 15 тысяч», - с гордостью сообщил Сергей Иванович. (Удивительно: в этой сельской школе зарплаты директора и учителей одинаковые, чего не скажешь о некоторых школах мегаполиса, многие руководители которых, по словам премьера В. Путина, «рисуют себе зарплаты, несопоставимые со средним доходом работников этих учреждений». - Ред.) А вот вакансия дворника с окладом в 4,5 тысячи рублей пока свободна.

Конечно, есть и хорошее. «Мы приобрели интерактивные доски, новую мебель, спортивный инвентарь, - говорит директор. - Правда, компьютеров пока на всех не хватает».

Смотрите также: