Андрей Дементьев: «Россия не может существовать без национальной идеи»

Поэт Андрей Дементьев. © / Антон Белицкий / РИА Новости

Спасибо всем нам!

Юлия Шигарева, «АиФ»: Андрей Дмитриевич, Год культуры — 2014-й — закончился. Вы были в одном из оргкомитетов по его проведению. Довольны результатами?

Досье
Андрей Дементьев. Поэт, лауреат Госпремии СССР. Родился в 1928 г. в г. Твери. В 1952 г. окончил Литинститут им. Горького. На сегодня издано более 50 книг его стихов. Ведущий авторской программы на «Радио России».
   
   

Андрей Дементьев: Год культуры проходил в сложных условиях. Были радостные события, которые обнадёживали. С другой стороны, началась трагедия на Украине, по сути, гражданская война...

Но в первую очередь мне хочется вспоминать хорошее. Мы часто рассуждаем о национальной идее. Я считаю, что Россия вообще без национальной идеи никогда не существовала и существовать не может. Именно высокие идеи, которые близки каждому из нас, и сплачивают народ. И в прошлом году такое было — 2014 год объединил нас всех через Олимпиаду. Я был на финале Игр в Сочи и хочу сказать, что такого единения людей — разных возрастов, профессий, убеждений — не ощущал давно. Зрители выходили со стадионов и, улыбаясь, говорили спасибо — стране, всем нам, сумевшим сделать так, чтобы каждый снова почувствовал: мы единая семья, единая нация, единое целое.

Чему посвящен 2015 год в России →

Если же вернуться к Году культуры, то одним из самых значимых его событий стало празднование 200-летия Михаила Лермонтова. 100-летие Лермонтова не праздновалось, так как в тот год началась Первая мировая. 100-летие со дня смерти тоже не отмечали — летом 1941-го началась Великая Отечественная война. Поэтому 200-летие великого поэта должно было пройти с большим размахом. Но я не очень доволен тем, как отметили этот юбилей. Были хорошие вечера — в Пятигорске, в Тарханах, в Твери. И всё же это великое событие не стало всенародным праздником. Пример: когда организаторы обратились к чиновникам с просьбой развесить по улицам портреты Лермонтова с его прекрасными стихами, им ответили: «Нет свободных мест». Я специально проехал по городам, чтобы посмотреть, для кого же место нашлось. И обнаружил массу плакатов с лозунгом «Европа работает на нас». Какая чушь! Да против нас она работает — это уже очевидно! Так зачем засорять ложью наши улицы? А поэзии Лермонтова не хватило места на его Родине! А надо было бы сделать так, чтобы люди шли, ехали — и читали его стихи. И думали: «Господи, а ведь это всё — наше!»

Юбилеи великих русских поэтов должны быть всенародными праздниками. И пусть тупые чиновники не встают на пути к нашей благодарности этим гениям... Меня огорчает, что в нашей великой стране ещё так много бюрократической мелочности, которая унижает сограждан. А нам не пристало жить в раздражении — мы должны жить в радости, в мыслях и чувствах, которые возвышают душу.

   
   

В гости к Пушкину

- Может быть, наступивший Год литературы исправит эти промахи?

- Не уверен. Объясню почему. Начался Год литературы, а в школах при этом постоянно сокращают количество часов, отпущенных на литературу, русский язык, историю. Это тем более недопустимо, потому что молодёжь стала меньше читать, а без мудрых и добрых книг черствеет сердце и сужается интеллектуальный кругозор. И мы, старшее поколение, обязаны думать о том, какие духовные ценности сформируются у тех мальчишек и девчонок, которым сейчас по 10 лет.

Наступивший год — это же ещё и год 70-летия Великой Победы. Я пережил войну мальчишкой. И всё помню. Помню, как навалилась на страну страшная кровавая беда. И как эта беда сплотила всех нас. Миллионы людей жили в те годы общим горем и общими надеждами. Только так страна смогла выстоять, сохранить себя и победить. Поэтому очень больно слышать высказывания, что не мы добыли ту Великую Победу. Чего стоят, к примеру, дискуссии о том, стоило ли защищать Ленинград. Таким сомневающимся я сейчас процитирую Гитлера. Перед тем как пойти походом на Советский Союз, он говорил, что, если бы другие народы, начиная с викингов, не принесли некоторые зачатки организации в русскую людскую массу, русские так и жили бы как кролики. И после того как жизнь показала, ЧТО мы пережили и от ЧЕГО спасли свою страну и весь мир, находятся «умники», которые подвергают сомнениям не только нашу победу, но всю Великую Отечественную войну?! В славянском государстве, которое величает себя Украиной, договорились до того, что отказываются праздновать День Победы, утверждая, что не победа это была вовсе, а просто одна оккупация Украины сменилась другой. Как можно говорить подобные вещи, когда в их земле лежат тысячи солдат, в том числе молодые украинские ребята, которые погибли за то, чтобы жизнь на планете продолжалась?!
Фото: «АиФ»

Очень точно сказал об этом писатель Макс Фриш: «По-настоящему война никому не нужна, но многим нужна ненависть». И эта ненависть к России, которая сейчас разлилась по Украине, идёт оттуда — от последователей Бандеры. А ведь именно по его указке были загублены тысячи невинных жизней! Я, как и многие знающие историю Великой Отечественной войны, был до глубины души возмущён, когда на киевских улицах появились портреты Бандеры, который ненавидел поляков, русских, евреев и даже своих земляков, не разделявших его нацистские взгляды. И Россия, кстати сказать, в какой-то мере виновата в том, что у нас под боком вызревал новый нацизм. И что там, на украинской земле, теперь гибнут сотни людей только из-за того, что каким-то отморозкам нужна ненависть.

«На слезах, на крови, на отчаяньи

Поднимался зловещий майдан.

Ничего нет на свете печальнее,

Чем сменивший надежду обман.

Прозвучали нежданные выстрелы,

На прицеле — грядущая жизнь.

И громит Украину неистово

Возрождённый Бандерой фашизм.

Но спешит ей на помощь Россия.

В Украине ей верят и ждут.

Две сестры, две великие силы

Чёрной сотне пройти не дадут».

Я пишу эти горькие слова, потому что верю в здравый смысл украинского народа. Иного пути для выхода из этого кризиса просто нет.

 

- После перестройки всё, в том числе и культура, было отдано на откуп рынку. Минкульт сейчас пытается затолкать тесто обратно в кадку — уже не первый год идут разговоры об ограничении иностранных фильмов, выходящих на российские экраны. На ваш взгляд, это здравая идея?

- Здравая только в том случае, если на экран выйдут такие отечественные фильмы, которые порождают доброту, милосердие, порядочность, честность. А не те дешёвые криминальные сериалы, которыми сегодня заполнены теле- и киноэкраны, где сплошные убийства и насилие. К чему мы призываем? Что несём в души ещё не оперившихся молодых ребят, которые зачастую принимают увиденное на экране как руководство к действию? Почему никто при этом не задумался, откуда вдруг так много у нас юных наркоманов? Почему за последние годы сексуальное насилие над детьми увеличилось в 20 раз? Их сегодня уже больше 100 тысяч — детей, над которыми надругались. Когда в России такое было? На моей памяти — никогда. Ни в войну, ни после войны.

- А к другой инициативе — развитию школьного туризма — вы как относитесь?

- Скажу так: если ребята будут ездить в Михайловское к Пушкину или в Овстуг к Тютчеву, если они пройдут по местам, связанным с другими нашими великими писателями, это будет их только возвышать, наполнять души тем прекрасным, что оставило нам наше великое искусство. И это хорошо!