Правила поведения в Сети. Чему будут учить детей, родителей и учителей

Не каждый взрослый знает, как вести себя в интернете, что же тогда говорить о детях. Но незнание не избавляет нас от ответственности, поэтому уже в следующем учебном году подрастающему поколению предстоит изучить правила поведения во Всемирной сети. О том, что обязан знать каждый пользователь, АиФ.ru рассказал один из участников рабочей группы, разрабатывающей свод правил, представитель компании RU-CENTER Group Андрей Воробьёв.

   
   

Наталья Кожина, АиФ.ru: Андрей, насколько мне известно, вы входите в рабочую группу, которой предстоит разработка правил поведения в интернете для школьников. Расскажите, что это будет за документ?

Андрей Воробьёв: Рабочая группа будет сформирована до конца года на площадке экспертно-консультационного совета по взаимодействию с органами государственной власти РАЭК при поддержке Роскомнадзора (потому что защита персональных данных — это именно их тематика). Это не официальный новый учебный курс, как преподнесли некоторые СМИ. Речь идёт о трёх видах рекомендаций: для родителей, школьников и преподавателей. Это скорее разъясняющие материалы правильного использования интернета без дальнейшего ущерба для своей репутации. Мы попытаемся объяснить, как сохранить свои персональные данные, не попасться на удочку мошенников, которые совершают финансовые и иные преступления и многие другие вещи.

— Со школьниками и учителями всё более или менее понятно, а как планируете доносить эту информацию до родителей?

— Сейчас самое главное — разработать весь материал, и уже впоследствии мы, безусловно, займёмся проработкой каналов донесения. Но надо учитывать, что в нашем мире, когда мы все перегружены информацией, донести какие-либо знания абсолютно до каждого нереально. Один из возможных каналов — публикация на школьном сайте, на сайте РАЭК. Я хочу напомнить, что вчера перезапустился российский регионально-общественный центр интернет технологий РОЦИТ, который был создан ещё в 1996 году как единственная общественная организация в России, призванная представлять интересы интернет-пользователей. Идея следующая: у нас теперь есть ассоциация, которая защищает интересы интернет-бизнеса — РАЭК, свою работу возобновил РОЦИТ, и все госорганы тоже плотно работают. Если получится всем вместе синхронизировать свою работу, а такая задача стоит перед нами, то мы обязательно найдём хорошие каналы донесения информации.

— Какое время будет уделяться изучению правил поведения в интернете?

— Пока сложно об этом говорить. Сначала мы сделаем этот проект, потом его нужно будет «обкатать» в рамках уроков безопасного интернета, они проводятся и во время «Недели безопасного интернета» в России каждый февраль, и в День защиты детей, мы организовываем масштабные мероприятия, IT-компании собирают детей и рассказывают им много полезной информации. Если получится создать очень хорошие рекомендации, то можно уже будет дальше говорить с Министерством образования об их интеграции в какие-то учебные планы.

   
   

— Какие пункты, на ваш взгляд, нужно в первую очередь включить в правила поведения в Сети?

— Самое первое — как отличать настоящие сайты от фальшивых, особенно, если речь идёт о сайтах финансовых институтов. Сейчас есть технологии, которые помогают повысить доверие пользователей и продемонстрировать, что сайт, на котором они работают, не поддельный, но мало кто знает об этой технологии, многие совершенно не умеют ей пользоваться. Это мы говорим о финансовой безопасности. Второй важный момент — защита наших персональных данных. Школьники не всегда знают, что является нарушением закона, а что нет. Они делают фотографии или снимают видео, размещают всё это в социальных сетях или выкладывают на видеохостинг, не получив предварительно разрешение тех, кого они снимают, а это уже, вообще-то, нарушение закона. Важно научить подрастающее поколение тому, что не надо везде публиковать свои персональные данные, или рассказать учителям, что не нужно размещать на сайте школы таблицу с именами детей из неблагополучных или малообеспеченных семей, которым полагаются бесплатные обеды. В конечном итоге эта информация может быть использована против ребёнка.

— А этическая составляющая будет отражена в правилах?

— У нас есть целое исследование психологического факультета МГУ и Фонда развития интернета, и мы бы очень хотели, чтобы оно вошло в основу наших рекомендаций. В этих исследованиях изучался вопрос доверия школьников к интернету и ситуации, когда чрезмерное доверие может быть опасно. Другой момент — как с помощью интернета происходят социальные атаки на своих одноклассников, оппонентов и т. д., поскольку бывают случаи доведения до суицида. Эта тема очень актуальна, поскольку в подростковом возрасте мы часто сталкиваемся с очень агрессивным поведением, и Сеть позволяет детям эту агрессию проявлять, как они считают, безнаказанно. Кроме исследований, есть горячие линии, которые работают на базе Фонда развития интернета, где психологи объясняют, как грамотно уйти от подобного общения, как не вступать в дискуссию. Проблема заключается только в том, что очень много хороших наработок наших IT-компаний не доведены до сведения пользователя. Наше государство устроено так, что пока этой теме не будет дан государственный импульс, эффекта не будет. В данном случае этот импульс нам помогает дать Роскомнадзор, который, естественно, проверит все материалы, и уже дальше со специалистами мы постараемся сделать так, чтобы изучение этих материалов стало массовым.