Единое государственное самоубийство

Хрустальный пеликан

Как и обещал нам министр образования и науки Андрей Фурсенко, в октябре будет вынесено окончательное решение по вопросу ЕГЭ, которое «кому-то не понравится». Не обманул нас Андрей Александрович. 5 октября на церемонии подведения итогов конкурса «Учитель года России» президент Дмитрий Медведев лично развеял надежды образовательной оппозиции, заявив, что «ЕГЭ – это надолго».

   
   

Вообще, Дмитрий Анатольевич, вручивший учителю года – Наталии Никифоровой из Магнитогорска – «Хрустального пеликана», был разговорчив и откровенен. Он искренне радовался тому, что нанес суровый удар по вузовской мафии – наконец-то его борьба с коррупцией начала давать реальные плоды. «Теперь почти нет возможности позвонить ректору и сказать: такой-то должен быть принят», – радовался президент.

Удар по коррупции в вузах и впрямь нанесен нешуточный. Очень похожий на лечение перхоти топором. Министерские чиновники, очевидно, рассуждали с прямотой римлян: «У нас коррумпированное образование? Так пусть лучше не будет никакого!»

Благие намерения

Но бог с ним, с ЕГЭ. Все, кому надо, уже начали нащупывать обходные пути и здесь. Но бывший вузовский преподаватель Медведев пошел дальше: «Это неплохая идея – подумать о более дифференцированной, более дробной системе оценки текущих знаний в школе». Действительно, в России – одна из самых скудных в мире шкал оценок, всего 4 варианта («кол» и плюсы с минусами официального значения не имеют). Уровней знания несравнимо больше, так что 10-балльная система выглядит более объективной. Но ведь на празднике упоминалась и 100-балльная система, как при сдаче ЕГЭ – чтобы, дескать, не было резкого перехода от одной шкалы к другой. Будем надеяться, что до оценок типа «86» или «72» дело не дойдет.

Так или иначе, но Дмитрий Медведев, еще в бытность свою вице-премьером курировавший национальный проект «Образование», явно намерен довести его до логического конца.

А вот еще одну свою инициативу, уже вызвавшую роптание среди учителей, президент благоразумно решил не вспоминать. Речь о том пассаже в послании к Федеральному собранию, где Медведев призвал пополнять школы «новым поколением учителей, причем вовсе не обязательно только с педагогическим образованием». А ведь если бы в старшие классы школ пришли хорошие специалисты не в педагогике, а в своей области науки, это действительно стало бы революцией в нашем преподавании. Не секрет, что профессиональный уровень наших педагогов низок, и старшеклассники сплошь и рядом чувствуют ограниченность кругозора учителей, особенно когда речь идет о гуманитарных дисциплинах.

Если бы литературу преподавали не выпускники педвузов, а писатели, наше общество было бы гораздо лучше.

   
   

Дорога в ад

И, конечно, широкий резонанс получило высказывание Медведева о том, что нынешние школьники слишком мало учатся. Нынешний мир, по мнению президента, очень сложен, и чтобы войти в него подготовленным, надо проводить за учебой дни и ночи. К сожалению, Дмитрий Анатольевич не уточнил, каким образом ученики должны бороться с физическими и психологическими перегрузками. А о том, что детям хорошо бы и просто побыть детьми, Медведев, видимо, вовсе не подозревает – по воспоминаниям его учителей, он практически не играл на улице со сверстниками, а постоянно сидел над книгами.

Престиж профессии педагога рухнул вместе с Советским Союзом и так и не восстановился до сих пор. Утонченным издевательством выглядит тот факт, что проиллюстрировали это как раз результаты ЕГЭ. Средний балл поступивших в 2009 году в педагогические вузы Москвы составляет 59,2! Даже в рыбное хозяйство идут более умные студенты (61,7).

Сколько ни критикуй ЕГЭ, но 59,2 – ниже всякого разумного плинтуса. Назовем вещи своими именами: через десять лет наших детей будут учить лодыри и бездарности. Если это и является главным итогом национального проекта «Образование», то, может быть, лучше было бы обойтись без него?

Ранее по теме: