ЕГЭ отменят? Госэкзамен предлагают оставить только для поступающих в вузы

Ксения Железнова / АиФ-Самара

Предложение озвучил президенту Путину Сергей Рукшин, заслуженный учитель РФ, профессор РГПУ им. А. И. Герцена (его ученики - Г. Перельман и десятки победителей международных олимпиад). «Мы рассматриваем такую возможность, поскольку важно снизить психологическое давление на детей, - отреагировал Дмитрий Ливанов, министр образования и науки. - Отмена ЕГЭ для выпускников, не планирующих поступать в вузы, положительно скажется на качестве экзаменационных работ».    
   

Наш Егэ - примитив

«Говоря о повышении качест­ва работ, министр Ливанов, по сути, признал, что ЕГЭ отрицательно повлиял на качество среднего образования, - говорит Александр Ковальджи, замдиректора физико-математического лицея «Вторая школа» Москвы.

- Об этом многие эксперты, и я в том числе, пред­упреждали ещё на заре насаждения ЕГЭ. Плохо совмещать выпускные и вступительные экзамены - у них разные цели. Но никто в Минобрнауки нас и слушать не хотел, подменяя образовательные цели борьбой с коррупцией в вузах. И вот итог: ЕГЭ как тест с высокой значимостью привёл к усилению натаскивания на типовые задания и недопустимо снизил мотивацию детей учить то, что не ­входит в обязательный экзамен. К сожалению, административно-командная система проводит в жизнь свои интересы, а не интересы страны. ЕГЭ - мегапроект с огромными денежными потоками, которые чиновники научились осваивать без контроля общества. При этом внедрена самая примитивная, давно ушедшая в прошлое модель ЕГЭ, за копирование которой ни одна из зарубежных организаций не потребует денег, а нашим «разработчикам» не нужно ничего разрабатывать, зато можно за внедрение «инноваций» получать огромные деньги». 
Кстати
Поскольку дети часто учат только то, что сдают на ЕГЭ, возникают регулярные предложения ввести обязательные ЕГЭ - кроме русского и математики ещё и по другим предметам. Советовали добавить физику и литературу. Теперь, от имени ректора МГУ В. Садовничего, - по истории. Плохо, мол, выпускники школ знают отечественную историю. Пусть ЕГЭ сдадут, чтобы выучить. Неужели непонятно: чтобы дети реально что-то учили, нужно их заинтересовать, а не запугивать и заставлять.

Если часть школьников не будет сдавать ЕГЭ, сэкономятся немалые бюджетные деньги. В 2014 г. на экзаменационную пору потратили более 1,24 м­лрд руб. - в 4 раза больше, чем в 2013 г. По данным общественного движения «Обрнадзор», обнаружение дополнительно одного списывающего (сверх тех, кого выявляли ранее без дорогущих средств типа видеонаблюдения, металлодетекторов и т. д.) обошлось казне более чем в 1 млн руб. 

А как без блата? 

«ЕГЭ - далеко не лучший инст­румент отбора студентов, - продолжает А. Ковальджи. - Он может служить только предварительным фильтром, а затем надо учитывать специфику вуза и устраивать специальные экзамены, причём ввести пониженную планку для поступающих из глубинки. Чтобы избежать нечестности при приёме, надо заинтересовать вузы в сильных студентах, востребованных на рынке труда. Для этого нужно сделать открытой статистику о трудоустройстве и карьере выпускников. Тогда блатной студент будет позорить вуз».

«ЕГЭ должен быть сохранён для всех, - считает Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ.

- Ведь главная задача итоговой аттестации школьников - оценить, насколько эффективно были по­трачены бюджетные деньги и нужно ли что-то менять в школах, переобучать кадры и т. д. И уж потом ЕГЭ должен решать задачу отбора тех, кто способен учиться в высшей школе».  

Кто победит в споре, мы узнаем, видимо, перед госэкзаменами. Это уже вошло в привычку - вводить новые правила накануне самой игры. Вообще какой-то странный реформаторский зуд сотрясает наше образовательное ведомство в последние лет десять. Нет другого министерства, где нововведения предлагаются с такой частотой. В чиновниках от образования так велико стремление к совершенству? Всё проще. Под каждый новый проект сегодня выделяются большие деньги. Можно сначала освоить немалые суммы на введение ЕГЭ, потом на его совершенствование, а потом на отмену и введение чего-то другого. А в Министерстве образования, на которое постоянно нападают то депутаты («справедливороссы» требуют опять отставки Д. Ливанова), то прокуратура (в отношении одного из замов министра, якобы рекламировавшего в рабочее время фирму, готовящую к ЕГЭ, инициирована прокурорская проверка), то общество, пытаются лавировать. Хотят понравиться то одним, то другим. А страдают опять дети. Хотя в случае с ЕГЭ, конечно, надо дать детям право самим выбирать - сдавать или получить аттестат и пойти работать. А не добавлять без конца число обязательных предметов. От этого качество знаний точно не улучшится.

Смотрите также: