«Мы искусственно понижаем наш потенциал». Эксперты об отмене магистратуры

Евгений Биятов / РИА Новости

Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов заявил, что в ближайшее время многие российские вузы перейдут к обучению только по программам бакалавриата*. Магистратура** и аспирантура*** останутся в наиболее сильных учебных заведениях. Данный проект АиФ.ru обсудил с экспертами.

   
   

О скором закрытии аспирантуры и магистратуры на базе некоторых вузов Дмитрий Ливанов сообщил на съезде Российского союза ректоров. При этом названия конкретных учебных заведений пока не были озвучены. Глава Минобрнауки лишь отметил, что магистратура и аспирантура останутся только в наиболее сильных вузах. По мнению первого заместителя председателя Комитета по образованию ГД РФ Олега Смолина, ставка на ведущие учебные заведения, которые в основном сконцентрированы в столице и Центральной России, вызывает много вопросов. Особенно когда речь идёт о такой большой стране, как наша.

«Откровенно говоря, сильных сторон у этого проекта я не вижу. Мне представляется, что предложение Дмитрия Ливанова имеет несколько недостатков. Во-первых, оно неправильно распределяет интеллектуальный потенциал по территории нашей страны. Ведущие вузы есть далеко не во всех регионах, преимущественно это столицы и центральная Россия. А значит, большая часть Сибири оказывается в этом смысле обделённой. Во-вторых, академическая мобильность в России, связанная с уровнем жизни, не очень высока, поэтому многие талантливые ребята из провинции не смогут приехать и получить образование на уровне магистратуры или аспирантуры», — утверждает Смолин.

Ещё одно опасение эксперта связано с тем, что вузы, лишённые магистратуры и аспирантуры, поставят в заведомо неравное положение по отношению к учебным заведениям, в которых эти направления подготовки специалистов останутся. А значит, у вузов без магистратуры и аспирантуры есть большие шансы не пройти мониторинг и закрыться: «Мне представляется это неправильным. Напомню, что США не боятся открывать университеты, их там более 3000. Норвегия недавно объявила свою национальную идею, она звучит так: "Норвегия открывает университеты". Похоже, что национальная идея России: "Россия закрывает университеты". Сейчас 21 век, никуда не уйдёшь от прогресса, а мы искусственно понижаем наш потенциал и конкурентоспособность образования и экономики».

Конечно, можно сколько угодно размышлять о том, что работа на уровне бакалавриата не менее значима. Но кого охотней возьмут на работу: бакалавра или магистра? Ответ очевиден.

«Сейчас есть тенденция: специалисты нужны всё с более высокой квалификацией. Мне самому больше нравятся люди, которые в итоге получают нормальное законченное образование, а не останавливаются на середине пути. Когда есть возможность переквалифицироваться на четвёртом курсе — это хорошо, но когда некуда дальше расти, не дают такую возможность — это плохо», — говорит руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин.

Кроме того, по его мнению, в сфере образования сейчас есть более приоритетные задачи, чем отказ от магистратуры и аспирантуры:

   
   

«Если посмотреть на наше высшее образование, то в нём есть одна глобальная проблема, и было бы хорошо на неё обратить внимание. Уже несколько десятилетий мы готовим специалистов, которые не нужны стране. Была волна, когда мы готовили юристов. В результате их тысячами выпустили, а работать было негде. После этого была волна бухгалтеров. У нас мода на образование не соответствует потребностям экономики».

Инициатива Минобрнауки, как и многие другие, призвана улучшить качество образования и выпускников, но эксперты уверены, что решать существующие проблемы в данной сфере нужно иными способами.

«Нам необходимо повышать качество образования — это факт, но для этого нужно отладить критерии мониторинга, в настоящее время большинство из них к образованию отношения не имеет», — отмечает Смолин.

В некоторых вопросах депутат считает необходимым обратиться к зарубежному опыту, а именно поставить преграды на пути получения высшего образования не при поступлении в вуз, а в процессе обучения: «Говоря русским языком, вузы берут всех или подавляющее большинство, но в развитых странах до половины студентов отсеивается в процессе обучения. Попросту говоря, тянешь программу, осваиваешь её — учишься, нет — уходи. У нас существует жёсткая связь между количеством студентов и деньгами, поэтому вузы не заинтересованы в том, чтобы отчислять слабых студентов. Некоторые вузы, конечно, надо закрывать, но мониторинг приводит к тому, что вместо больных зубов вырывают здоровые. Ключевая позиция: не закрывать вузы, а отчислять слабых студентов, если они не могут или не хотят учиться».

*Бакалавриат — базовый уровень высшего образования, на котором студент получает фундаментальную подготовку в широкой области знаний по выбранному направлению. Не предполагает узкой специализации.

**Магистратура — следующая ступень высшего в профессионального образования. В отличие от бакалавриата, предоставляет гораздо больше возможностей для специализации.

***Аспирантура — формa повышения квалификации, итогом обучения в аспирантуре является написание и защита кандидатской диссертации. Именно здесь готовят преподавательские и научные кадры высокой квалификации — кандидатов наук.