Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов заявил, что в ближайшее время многие российские вузы перейдут к обучению только по программам бакалавриата*. Магистратура** и аспирантура*** останутся в наиболее сильных учебных заведениях. Данный проект АиФ.ru обсудил с экспертами.
«Откровенно говоря, сильных сторон у этого проекта я не вижу. Мне представляется, что предложение Дмитрия Ливанова имеет несколько недостатков. Во-первых, оно неправильно распределяет интеллектуальный потенциал по территории нашей страны. Ведущие вузы есть далеко не во всех регионах, преимущественно это столицы и центральная Россия. А значит, большая часть Сибири оказывается в этом смысле обделённой. Во-вторых, академическая мобильность в России, связанная с уровнем жизни, не очень высока, поэтому многие талантливые ребята из провинции не смогут приехать и получить образование на уровне магистратуры или аспирантуры», — утверждает Смолин.
Ещё одно опасение эксперта связано с тем, что вузы, лишённые магистратуры и аспирантуры, поставят в заведомо неравное положение по отношению к учебным заведениям, в которых эти направления подготовки специалистов останутся. А значит, у вузов без магистратуры и аспирантуры есть большие шансы не пройти мониторинг и закрыться: «Мне представляется это неправильным. Напомню, что США не боятся открывать университеты, их там более 3000. Норвегия недавно объявила свою национальную идею, она звучит так: "Норвегия открывает университеты". Похоже, что национальная идея России: "Россия закрывает университеты". Сейчас 21 век, никуда не уйдёшь от прогресса, а мы искусственно понижаем наш потенциал и конкурентоспособность образования и экономики».
Конечно, можно сколько угодно размышлять о том, что работа на уровне бакалавриата не менее значима. Но кого охотней возьмут на работу: бакалавра или магистра? Ответ очевиден.
Кроме того, по его мнению, в сфере образования сейчас есть более приоритетные задачи, чем отказ от магистратуры и аспирантуры:
«Если посмотреть на наше высшее образование, то в нём есть одна глобальная проблема, и было бы хорошо на неё обратить внимание. Уже несколько десятилетий мы готовим специалистов, которые не нужны стране. Была волна, когда мы готовили юристов. В результате их тысячами выпустили, а работать было негде. После этого была волна бухгалтеров. У нас мода на образование не соответствует потребностям экономики».
«Нам необходимо повышать качество образования — это факт, но для этого нужно отладить критерии мониторинга, в настоящее время большинство из них к образованию отношения не имеет», — отмечает Смолин.
В некоторых вопросах депутат считает необходимым обратиться к зарубежному опыту, а именно поставить преграды на пути получения высшего образования не при поступлении в вуз, а в процессе обучения: «Говоря русским языком, вузы берут всех или подавляющее большинство, но в развитых странах до половины студентов отсеивается в процессе обучения. Попросту говоря, тянешь программу, осваиваешь её — учишься, нет — уходи. У нас существует жёсткая связь между количеством студентов и деньгами, поэтому вузы не заинтересованы в том, чтобы отчислять слабых студентов. Некоторые вузы, конечно, надо закрывать, но мониторинг приводит к тому, что вместо больных зубов вырывают здоровые. Ключевая позиция: не закрывать вузы, а отчислять слабых студентов, если они не могут или не хотят учиться».
*Бакалавриат — базовый уровень высшего образования, на котором студент получает фундаментальную подготовку в широкой области знаний по выбранному направлению. Не предполагает узкой специализации.
**Магистратура — следующая ступень высшего в профессионального образования. В отличие от бакалавриата, предоставляет гораздо больше возможностей для специализации.
***Аспирантура — формa повышения квалификации, итогом обучения в аспирантуре является написание и защита кандидатской диссертации. Именно здесь готовят преподавательские и научные кадры высокой квалификации — кандидатов наук.