Зацепинг и паркур. Желание прославиться толкает детей к опасным увлечениям

Сергей Ермохин / РИА Новости

Сезон трагических происшествий с зацеперами уже начался. В московской больнице сейчас лежит подросток, который не удержался  на крыше поезда и схватился за высоковольтную линию. В результате он получил такие глубокие ожоги, что одну руку ему уже ампутировали. Выживет ли он вообще - неизвестно. Но зацеперы пошли дальше, то есть глубже, - они уже в метро. Это почти всегда смерть, потому что расстояние между крышей вагона и тоннелем настолько минимально, что от ребят почти ничего не остаётся... Как рассказать об этом, как предупредить смертельную опасность? 

   
   

Важно
Чтобы социализация проходила не на улице, в сомнительных компаниях и рискованных увлечениях, детям обязательно нужно предложить альтернативу, где подросток может получить и признание своих заслуг, и ту же самую «славу», и проявить свои лидерские качества, не подвергая опасности свои жизнь и здоровье.

- Зачастую сегодня ребята больше времени проводят дома, за компьютером. Поэтому когда выходят на улицу, то оказываются неподготовленными ко многим рискам, соблазнам, - рассказывает Мария Смирнова, учитель географии и куратор ученического самоуправления гимназии № 1577, председатель окружного совета старших вожатых СВАО. - Обсуждение темы опасных увлечений я бы по­строила на контрасте. С одной стороны, такие занятия, как паркур, прыжки на верёвке, воспитывают ловкость и другие спортивные качества. С другой - иногда цена за это слишком высока. Используя как раз знакомую ребятам мультимедийную среду, я бы показала видео неудачных выступлений из Интернета. Если есть тяга к экстриму и острым ощущениям, её можно реализовать. Почему бы и нет? Но нужно объяснить детям, что сначала надо по возможности обезопасить себя, направить в положительную сторону свой порыв. Например, в Подмосковье есть детский образовательно-оздоровительный центр «Команда» с верёвочным городком, стеной для скалолазания и т. д., где можно под присмотром инструктора, со страховками научиться всем тем же трюкам. 

Мы не говорим о катании на крышах электричек. В этом нет ничего спортивного. Я сразу предупреждаю ребят, что это  абсолютный риск. Хотят ли они стать инвалидами на всю жизнь? Или расстаться с жизнью? Не нужно упрощать и сюсюкать.  Важно предупредить и не допустить!

Что касается шоп-лифтеров, то есть магазинных воров, можно продумать, как коснуться этой темы в рамках уроков обществознания, где ребята как раз изучают негативные результаты некоторых своих поступков с точки зрения закона, а потом продолжить на классном часе. Например, провести в игровой форме мозговой штурм, на котором вместе поразмышлять, какие могут быть последствия у подобных действий.  

Чтобы социализация проходила не на улице, в сомнительных компаниях и рискованных увлечениях, детям обязательно нужно предложить альтернативу. Например, это может быть какая-то социально значимая деятельность. Занимаясь разработкой и реализацией социального проекта, подросток может получить и признание своих заслуг, и ту же самую «славу», и проявить свои лидерские качества, не подвергая опасности свои жизнь и здоровье. Например, у нас в районе была трансформаторная будка очень неприглядного вида. Ребята решили придумать, как её облагородить с помощью граффити. Узнали, как в других странах к этому относятся. Провели опрос мест­ного населения, какие сюжеты люди хотели бы видеть на стенах будки. Организовали конкурс рисунков на уровне правительства округа, получили в управе разрешение. Все документы дети сами оформили. Оценив такой серьёзный подход, администрация даже выделила средства на реализацию проекта. Расписали две стены будки - одну посвятили школе, другую - Победе 9 Мая.

Ещё один прекрасный способ самоутвердиться - участие в школьном самоуправлении. Самые активные ребята из нашей школы входят в окружной совет ученической общественности Северо-Восточного округа. Они придумывают, как можно изменить школьную жизнь с помощью ученического самоуправления, а также что полезного можно было бы предложить на уровне округа. Обучают на семинарах своих сверстников - как избегать конфликтов друг с другом в школе, организовать коллективное творческое дело. Ребята имеют возможность играть в окружную игру «Компас». Соревнуются команды от школы, участники проходят различные этапы от интеллектуального до музыкально-спортивного, а также фотокросс и «Стартин».

   
   

Третий вариант - помощь пожилым людям, больным. В этом направлении, к примеру, наша школа взаимодействует с центрами соцзащиты в реабилитации детей-инвалидов.

- Подростков, у которых чувство опасности снижено, которые видят в роликах «подвиги» своих сверстников, а знакомые занимаются опасными видами спорта, формальные и неискренние фразы о том, что это «опасно и вы испортите себе жизнь», просто не трогают, - считает Юлия Вериялова, учитель математики и информатики, классный руководитель 6 «А» класса лицея № 1367. - Вряд ли после одного только класс­ного часа что-то кардинально изменится. Тем более в старших классах. Надо начинать говорить об этом гораздо раньше. Мне кажется, очень помогают конкурсы. Ребята начинают по-другому осмысливать реальные последствия своих поступков. В этом году мы участвовали в конкурсе демотиваторов (обычно плакаты с подписями, которые рисуют в Интернете по самым актуальным вопросам) и мотиваторов здорового и культурного образа жизни. Ребята постарались увидеть что-то плохое или, наоборот, положительное на улице, в школе и проиллюстрировать это конкретным примером. Причём я им предлагала самим фотографировать, а не брать картинки из Интернета. Меня порадовало, что они смогли найти не только негативные примеры (это легко, потому что всем бросается в глаза), но и хорошее в своей жизни. Ребята в принципе осознают, что такое хорошо и плохо. Но, к сожалению, ино­гда случается так, что упустил взрослый человек момент в воспитании ребёнка, и тогда последствия сложно бывает исправить. А когда детям комфортно в школе и дома, у них есть друзья, любимое дело, на опасные занятия у них не будет оставаться ни времени, ни желания.

На  заметку  учителю: чем рискуют подростки

Зацепинг

Зацеперы катаются на крышах или подножках электричек, поездов метро, между вагонами. Снимают это на видео и выкладывают в Интернет.  

Чем опасно? Зацеперы погибают, срываясь с поезда при столкновении с объектами на железной дороге. Но самая страшная смерть - сгореть заживо от разряда тока высокого напряжения (в электричках он достигает от 3 тыс. до 27 тыс. вольт, в метро - более 800 вольт, что не менее опасно). По данным МВД РФ, только за первые шесть месяцев 2013 г. 37 подростков-зацеперов получили травмы электротоком, ещё 19 - при падении с поезда. Последняя трагедия произошла 25 мая в Москве. Зацепер сгорел на крыше пригородной электрички около платформы Моссельмаш. 

Паркур

Прыжки, кувырки, ползание через препятствия в городских условиях - по крышам домов, гаражей, через заборы, бег по перилам, вверх по стене и т. д. Те, кто этим занимается, - трейсеры или фрираннеры. В Москве есть специальные секции по акробатике с оборудованными залами, где этому учат. Удовольствие стоит денег.

Чем опасно? Когда подросток, насмотревшись видео в Интернете, без всякой физической подготовки и обучения, а то и на спор решит перепрыгнуть с дома на дом, то травмы, инвалидность и даже смерть очень реальны.

Шоп-лифтинг

Воровство из супермаркетов и торговых центров. Шоп-лифтеры (или несуны) должны не только украсть, но и выложить свой «улов» с указанием цен в Интернет ради хвастовства. Ежегодный ущерб от краж магазины оценивают в 100 млрд руб. Магазины намеренно делают наценку с учётом этого риска. Cтрадают обычные 
покупатели. 

Чем опасно? Если украденное стоит более 1 тыс. руб., то предусмотрена уголовная ответственность - штраф до 80 тыс. руб. или срок. За мелкие хищения - штраф не менее 1 тыс. руб. или арест на 15 суток. Подобное пятно на биографии может помешать поступить в хороший вуз или взять кредит. 

Полкопоззинг или турникет-ползинг

Менее опасная разновидность незаконных развлечений на транспорте. Двое соревнующихся между собой залезают на полки в одном конце вагона и ползут по ним до другого. Побеждает приползший первым.

Чем опасно? Травмированием как самих себя, так и едущих по соседству пассажиров.

Роуп-джампинг

Прыжки с высокого объекта (моста, маяка, крыши дома, башенного крана) на альпинистской верёвке. Более опасный вариант - «тарзанка», прыжки на длинном резиновом канате, привязанном к ногам или поясу «жертвы». 

Чем опасно? Даже при соблюдении техники безопасности могут не выдержать сердце из-за огромных скоростей (при падении может за 6 секунд развиться до 120 км/ч) или подвести крепления. Когда прыжки организуются самостоятельно, без страховок и специального снаряжения, то это почти верная смерть. 

СтоЛИЧНОСТЬ №6 (55), 10 июня 2014
Издается ЗАО «Аргументы и Факты»