Эксперт «AиФ»: Нет трагедии, если на ЕГЭ 20% школьников получат двойки

- Можно ли сказать, что тестовая стадия ЕГЭ прошла успешно?

- Люди сейчас уже перестали шарахаться от тестов, говорить, что тесты наносят урон национальной безопасности – это уже прошло. Потому что те, кто больше всех шумел, как правило, не предлагали ничего конструктивного, кроме как вернуться к прежней системе. Прежняя система весьма и весьма порочна, поверьте мне как директору школы, который все знает изнутри.

Не прошло нормальное человеческое желание, чтобы качество тестов ЕГЭ выросло. Их надо совершенствовать. Не прошло стремление разработчиков включить в ЕГЭ не только тесты. И действительно, в части С есть задания, требующие неких креативных способностей от человека и демонстрации, что он действительно знает и любит этот предмет.

- Сможет ли тот, кто победил в олимпиадах, поступить в вуз без учета результатов ЕГЭ?

- Когда на страну обрушились тесты, вполне естественно, раздавались аргументированные сомнения: вот ученик, прирожденный математик, но он делает задания медленно, он просто не уложится во время, отведенное на ЕГЭ. Мы знаем такую категорию людей, детей. Есть также дети, увлеченные до беспредела радиоэлектроникой и физикой, которые не очень хорошо знают рутинную часть этих предметов. У них есть, на мой взгляд, вполне традиционная и хорошая возможность – участвовать в олимпиадах. Они как раз содержат в себе нетрадиционные задания, требующие размышления, неординарного подхода, и очень хорошую селективную систему: школьные, районные, городские, республиканские олимпиады.

В этом году 9 тыс. выпускников школ поступили в избранные вузы минуя ЕГЭ на основании этих олимпиад. Единственное, если учесть, что Россия в этом году выпускает около миллиона, то 9 тыс. – конечно же, мало.

Я опасаюсь, что за ситом олимпиад могут остаться дети, которые были бы очень желанны, к примеру, для ректора МГУ. Они по каким-то причинам олимпиады не прошли. Ведь олимпиада, в отличие от творческого эссе, требует еще и спортивной характеристики человека. Под влиянием стресса школьники могли не раскрыть всех своих знаний.

Надо придумать еще достаточно существенную, на мой взгляд, опцию, как найти таких детей, чтобы ЕГЭ не стал для них КПП, после которого никуда не попадешь. Интересные шаги в этом направлении делают в МГТУ им. Баумана. У них уже много лет идет проект «Шаг в будущее», в рамках которого принимаются работы детей разного возраста, на основании которых отбираются самые талантливые.

   
   

МИФИ ежегодно проводит так называемые Харитоньевские чтения. Там дети не только из столиц, но и из закрытых городков. Есть Всероссийские чтения имени Вернадского – там ребятишки выступают с уникальными исследованиями в разных сферах деятельности. Я мог бы назвать таких проектов еще около десятка. Полагаю, что кому-то надо поднатужиться и победителей и призеров таких проектов тоже включить в состав тех, кто может поступать в вузы без ЕГЭ.

- Как часто на отличниках сказывается «синдром переподготовки» при сдаче ЕГЭ?

- Не припомню таких случаев. Отличники делятся на две категории. Одна категория – учится по принципу «легко», а вторая – «одним местом», то есть берёт усидчивостью. Для тех, кому легко, стрессовых ситуаций быть не может. А те, кто «сидит» все время в стрессе находятся, поэтому еще один стресс не будет для них чем-то из ряда вон выходящим… По-моему я сейчас небольшое открытие сделал! (Смеётся)

- Возможно ли, что в будущем ЕГЭ разрешат сдавать с помощью компьютера?

- Я был бы рад, если бы это было разрешено. Во-первых, если что-нибудь не туда вбил, можно нажать Delete. А гелевой ручкой – попробуй зачеркни. Во-вторых, есть интересная проблема – ЕГЭ для леворуких детей.

- В чем её суть?

- К счастью, у нас в школах перестали леворуких переучивать на праворуких. А они когда гелевой ручкой заполняют, они невольно смазывают, и компьютер может это не считать. А когда будут заполнять тесты через компьютер, таких проблем не будет.

Третье – как ни странно, подрастает поколение, которому легче набирать текст, чем писать. В-четвертых, нет проблемы с упаковкой. В-пятых, есть уже прецедент. Например, в Москве есть процедура аккредитации школ, проводится раз в пять лет. Нужно выявить уровень детей, выпускаемых школой. Мы давно уже используем онлайн-технологии.

Есть, конечно, зона риска. Могут взломать программу. Организаторы не всегда могут быть обучены, они могут уметь работать только с бумажными носителями.

Есть еще проблема – у нас до сих пор не реализуется закон об электронной подписи. Законодательная инициатива есть, закон принят, но механика его распространения не сделана, нет подзаконных фактов. Если этого не произойдет ближайшие 10 лет, тоже ничего страшного не будет. Но электронная версия будет дешевле намного. Безумное количество денег тратится именно на бумагу, на сканирование и все остальное.

- Насколько изменилась статистика двоечников после введения ЕГЭ?

- Она изменила коренным образом. Надо учесть, что в 2008 году им добавляли один балл, и поэтому формально ни у кого двоек не было. Даже если сдаешь пустой лист. А многие так и поступали: ну не нужна ему математика, точно знали, что идет в балетную школу – он сдавал пустой лист. Ему ставили два, в аттестат ставили три, потому что добавляли один балл.

В этом году плюс никто не поставит. Если получит 2 по одному из обязательных предметов, он имеет право пересдать. Если по двум – не имеет права пересдать. Ничего страшного в этом нет. Потому что процент реальных двоечников при традиционной системе примерно такой же – до 15%.

Вторая посылка: а кто сказал, что абсолютно все выпускники школ должны учиться в университетах? Я на днях встречался с министром образования Франции. Они взяли за образец то, как ведет себя Германия: там только 20% идут в университет, остальные – в реальный сектор, чтобы быстрее начать зарабатывать деньги, открывать собственное производство, становиться уникальными мастерами нужного дела.

У нас это только начинается, что парикмахер, оказывается, может войти в элиту, даже если его не показывают по телевизору, или хороший обувщик. А раньше в элиту входили секретари райкомов, космонавты, члены президиума, артисты. Теперь потихонечку меняется эта ментальность.

Вывод следующий: не надо делать трагедию из того, что 20% выпускников школ получат 1-2 двойки. Значит, не надо было им идти в 10-й класс, надо было идти в средние профессиональные училища, в подмастерья и так далее. Это абсолютно нормально.

Полный текст онлайн-конференции AIF.RU по вопросам ЕГЭ вы можете прочитать здесь.