Дети и родители уже не успевают уследить за всплесками креативности чиновников: не успели обсудить, как будем писать сочинение, сдавать обязательный ЕГЭ по иностранному и информатику на компьютере, как возник новый сюрприз.
Зачем все перемены?
Ещё недавно нас уверяли: ЕГЭ честнее устных экзаменов, купить оценку в такой системе сложнее. Наконец, тесты, несмотря на их примитивность (как раз благодаря примитивности!), проверяет компьютер. А кто будет принимать устные экзамены? И как Минобразования собирается обеспечить объективность?
Во-первых, тесты экономически выгоднее и позволяют быстро получить общий срез уровня образования молодёжи. Во-вторых, руководители ведущих вузов, в том числе МГУ (а он долго сопротивлялся введению ЕГЭ), говорят, что введение ЕГЭ позволило им набрать студентов на порядок интереснее. Зачем нужны устные экзамены? Минобрнауки не может не учитывать постоянную критику ЕГЭ со стороны общественности — учителей, родителей и учеников. Но есть и другие причины. Сегодня уже недостаточно проверить у выпускников просто академические знания. Нужно оценить, насколько они могут применить эти знания на практике, насколько они самостоятельны в принятии решений, как умеют работать в группе.
Из теста этого не узнаешь. А именно таких компетенций требует сегодня от молодёжи крупный бизнес, и образование не может не учитывать этих тенденций. Сегодня в компаниях берут на работу не только по результатам собеседования — рекрутеры смотрят, как человек ведёт себя в группе, умеет ли выполнять коллективные задачи. Неслучайно и международные исследования уровня образования подростков, такие как PISA, нацелены именно на выявление способностей детей решать задачки из реальной жизни. Но как это всё технически реализовать, соблюсти объективность — пока совершенно не понятно».
Однако многие учителя от таких поспешных реформ не в восторге. Готовить детей к работе с тестами сейчас начинают уже с первого класса. А устный экзамен — это совершенно другая структура подготовки. И если вводить его в следующем году, то у будущих выпускников получаются потерянными годы — они-то готовились к тестам.
«ЕГЭ — это формализованная процедура, — считает Олег Лялякин, учитель истории московской школы № 1393. — Его смысл — измерение качества образования. Поэтому нужен или ЕГЭ, или не ЕГЭ, а устный экзамен. Как вариант — выполнение заданий ЕГЭ, по баллам которого допускают или не допускают к устному экзамену. В любом случае, вместе со смещением акцента на устный экзамен можно говорить о провале эксперимента по ЕГЭ».
В этом году изменений не будет
Однако в Рособрнадзоре уверяют, что ЕГЭ никуда не денется — речь идёт о преобразовании структуры экзамена. «Если экспертное и профессиональное сообщества придут к выводу, что части «А» (это и есть часть с выбором ответа — прим. ред.) в наших отечественных экзаменационных материалах не должно быть, мы готовы постепенно от неё отказаться, пусть даже в экзаменах по всем предметам», — заявил Сергей Кравцов, руководитель Рособрнадзора. Но вот от ответственности за этот важный шаг сразу отказался, подчеркнув, что «это не должно быть решением Рособрнадзора, решение за специалистами».
В институте-разработчике ЕГЭ считают, что полное исключение заданий тестового типа из ЕГЭ может сказаться на достоверности результатов экзамена.
«В последние годы существенно усилился критический настрой общественности по отношению к заданиям с выбором ответа (тип «А») Единого государственного экзамена, — сообщила «АиФ» Оксана Решетникова, директор ФГНБУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) (специалисты этого института как раз придумывают задания для экзаменов — прим. ред.). — Расхожим стало мнение о том, что эта часть экзамена — самая лёгкая, что выполнение заданий «А» сводится к угадыванию ответа и не может должным образом отражать уровень знаний учащегося. Наши специалисты считают это мнение ошибочным, поскольку задания с выбором ответа содержат вопросы разного уровня сложности (от базового до повышенного). Но понимая причины такой позиции, ФИПИ сейчас проводит анализ целесообразности и возможности отказа от заданий с выбором ответа. Будут проработаны вопросы, по каким предметам целесообразно сохранить задания с выбором ответа, по каким предметам оправдано их сокращение, а в каких предметах возможно исключить этот тип заданий, как это уже сделано в ЕГЭ по математике и литературе. Вопрос о проведении ЕГЭ в устной форме будет также обстоятельно обсуждён, взвешены все положительные эффекты такого решения и возможные риски. После этого будет проведена апробация новых экзаменационных моделей. В этом году ЕГЭ не претерпит каких-либо изменений, все предложения касаются возможных перспектив. Вводиться они будут поэтапно, с обязательным общественным обсуждением и научным анализом проблемы».
«С одной стороны, это благо, конечно, мы давно говорили об ущербности ЕГЭ, о том, что в такой форме невозможно выявить настоящие знания детей, — говорит Виктор Панин, председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг. — С другой — непонятно, с чего вдруг такой серьёзный откат назад. Я не понимаю логики Минобрнауки. Решения принимаются в состоянии какого-то броуновского движения. В любом случае выводы делать ещё рано, поживём — увидим».
Смотрите также: Самые популярные ошибки при написании Тотального диктанта-2014 →