Ирина Прохорова: «Нетерпимость становится политикой»

Ирина Прохорова. © / www.russianlook.com

«Власть не слышит своих граждан, и это очень опасно», - утверждает Ирина Прохорова, издатель, редактор «Нового литературного обозрения».

   
   

Школа не виновата

Владимир Полупанов, «АиФ»: Ирина Дмитриевна, после трагедии в московской школе, где ученик расстрелял учителя и полицейского, стали перемывать косточки нашей образовательной системе. Мол, детей учат не так и не тому, запугивают школяров ЕГЭ и т. д. Школа, по-вашему, сегодня действительно такое проблемное поле? 

Ирина Прохорова: Не помню времён, когда бы школа не была проблемным полем. Всегда были разговоры о том, что детям ужасно тяжело, их перегружают. Ещё Пугачёва пела: «Нагружать всё больше нас стали почему-то…» От мальчика, совершившего преступление, сразу же открестились родители. Это настолько противоестественно для любящих родных, которые должны были всячески пытаться помочь своему ребёнку, что невольно закрадывается мысль: а может, истоки его агрессии коренятся в семейных проблемах?

Я сильно подозреваю, что в семье его не любили и не уважали. Но если всё-таки искать причины трагедии в социальной сфере, то я прежде всего обратила бы внимание на атмосферу нетерпимости, которая в последние годы царит в обществе. И транслируется, между прочим, по основным телеканалам. В то время когда дети приходят из школы, по ТВ идут чудовищные ментовские сериалы, где насаждается ксенофобия, царит культ насилия, всевластия репрессивных органов и постоянная дискредитация банкиров, бизнесменов, интеллектуалов, мигрантов, иностранцев и т. д. Не это ли создаёт благоприятную среду для подростковой агрессии, при которой психически неустойчивые молодые люди идут стрелять в учителей или убивать мигрантов? Должно быть взвешенное обсуждение этой трагедии, а не (как у нас любят в таких случаях) шлейф безумных запретительных законов, которые работать не будут, а только внесут ещё большую сумятицу в нашу жизнь.  

- Как эта нетерпимость вяжется с пресловутыми русскими радушием и душевностью?   

- Это всё есть - и гостеприимство, и душевность... И вообще, есть невероятно много привлекательного в россий­ском укладе жизни. Наш народ выживал в самые страшные годы именно благодаря взаимопомощи и культу дружбы. Вот на эти лучшие национальные качества и ведётся наступление. В последние годы, как и в советские времена, начинается поиск врагов, внутренних и внешних. Провоцируются раздоры между верующими и неверующими, между религиозными конфессиями, между сторонниками разных политических взглядов. Отсюда агрессия и нетерпимость по отношению друг к другу, что рано или поздно может привести к социальным катаклизмам, потому что ненависть раскалывает общество. 

- По-вашему, нетерпимость становится политикой? 

   
   

- По сути, да. Посмотрите, как ведут себя некоторые депутаты, разговаривают чуть ли не на тюремной фене. Блатной язык - это и есть символ агрессии. Они же - представители власти, на них же общество ориентируется. Сначала депутаты, брызжа слюной, позволяют себе страшные оскорбления в адрес своих политических оппонентов, а после наивно рассуждают о морали, нравственности, хорошем русском языке, необходимости вежливости и т.д. Происходит сбой этических кодов, и дети на это реагируют. Они очень чувствуют фальшь и ложь. И как бы мы ни призывали их хорошо учиться, уважать старших и т.д., дети видят, что сами взрослые эти принципы не исповедуют, и вот здесь и начинается аморализм.

Теряем авторитет  

- Вообще есть ощущение, что сегодня между детьми и родителями пропасть непонимания... 

- Драма нашей жизни заключается в том, что благодаря технологической революции произошёл разрыв между поколениями. Старшее поколение порой не может ничему научить молодых людей, потому что психологически осталось в прошлом - в мире счётов, печатных машинок и плановой экономики. Вместо того чтобы осваивать электронные новшества, вырабатывать навыки жизни в открытом информационном обществе и пытаться понять язык молодого поколения, начинаются разговоры о том, что Интернет всех развратил, что компьютерные игры - корень зла. Мы теряем авторитет у молодёжи, облыжно обвиняя её во всех смертных грехах и ставя себя в пример, хотя выглядим порой, прямо скажем, архаично. Конечно, в этом случае мы будем получать с их стороны и агрессию, и ответное непонимание, и пренебрежение, и неуважение. Давайте сначала научимся уважать детей как личностей. И, может быть, тогда таких случаев, как с этим мальчиком, расстрелявшим невинных людей, не будет. 

- А ещё, мне кажется, в этом разрыве поколений виновата наша ностальгия по ценностям советской эпохи. Какова природа этой ностальгии, по-вашему? 

- Когда люди ностальгируют, они не всегда осознают, по чему именно они вздыхают. По молодости? По привычному укладу жизни? Думаю, природу нашей ностальгии можно объяснить большой коллективной травмой. ХХ век в России прошёл под знаком страшных катаклизмов и страданий: войны, разрухи, террора, голода, смерти. После Второй мировой войны, когда распустили концлагеря и закончились массовые репрессии, люди вздохнули с облегчением, стали чуть лучше жить, появилась надежда на долгую мирную перспективу - бац, распадается Советский Союз. И опять начинается хаос. Конечно, страх перед социальными потрясениями заставляет людей искать убежища в воображаемом идиллическом прошлом: вот раньше было ощущение спокойствия, без­опасности и безмятежности. Но это иллюзия. Я вас уверяю, что ни один человек не согласился бы вернуться в реальное прошлое. Обратите внимание, что чем больше в нашей жизни того, что было во времена СССР (наступление на права и свободы граждан, ущемление личной инициативы, беззаконие силовых ведомств и т. д.), тем большее недовольство в обществе это вызывает. Во всех проблемах, которые мы обсуждаем, легко увидеть общую причину - пренебрежительное отношение к человеку. У нас жизнь человеческая не стоит ничего, она, увы, по-прежнему не главная ценность и не цель государства. Не говорю, что ситуация безнадёжна (я в этом смысле оптимист), но, чтобы не восторжествовал катастрофический сценарий развития страны, пора людям, идущим во власть, осознать, что их миссия  - это прежде всего (извините за пафос) служение людям, а не лёгкий способ делать карьеру и деньги.

Смотрите также: