Алексей Дуэль, aif.ru: — Как будут восстанавливать сгоревшие леса?
Евгений Папулов: — Это станет ясно после обследования гарей. Могут выбрать естественный, когда лес сам себя возобновляет семенами, или искусственный вариант. Доступные участки леса, где есть дороги, возможность подобраться людям и привезти посадочный материал, потенциал хозяйственного освоения, восстанавливают искусственно — сеянцами. При естественном лесовосстановлении на то, чтобы гарь обрела первоначальный вид, уйдут десятилетия. Для этого на гектаре в наших краях должны остаться 60-65 живых деревьев, их семян хватит для заполнения территории. Хотя вырасти там может все что угодно: чьи семена первыми закрепятся, те и займут место, может смениться преобладающая порода. Если же будет решено высаживать сеянцы, процесс — при условии хорошего ухода в последующие пять-семь лет — пройдет намного быстрее, на этом участке можно сформировать нужный породный состав, получится настоящая лесная плантация. Этим деревьям сразу обеспечат площадь питания, проредят, выкосят траву. Чтобы в будущем, когда деревья достигнут технической спелости, их можно было заготовить и использовать. Есть мнение, что естественное лесовосстановление для леса лучше. С другой стороны, по планам лесовосстановления мы обязаны высаживать здесь сосну. И тут очень много зависит от того, из каких семян, в каком месте, с каких деревьев собранных был выращен посевной материал.
— Когда говорят, что лесной пожар распространился на площади в 10 га, значит ли это, что там погибли все деревья?
— Из всей площади, пройденной огнем, полная гибель деревьев происходит только на 5-10% леса. Многое зависит от местности, развития пожара и других факторов. Верховой пожар, идущий по верхушкам деревьев, лишает их кроны, чаще всего это означает массовую гибель. Низовой пожар случается намного чаще, особенно весной, он выжигает подстилку и опаляет стволы, но в подавляющем большинстве случаев критического ущерба не наносит. За такими участками надо очень внимательно следить — вслед за огнем ослабленным деревьям начинают угрожать короеды, лубоеды, усачи и другие вредители леса.
— Кто и когда будет восстанавливать сгоревшие этой весной на Урале леса?
— Эти участки могут попасть в список территорий для компенсационного лесовосстановления. По закону, если при прокладке дороги, обустройстве скважины или любой другой работе в лесу были свалены деревья, компания, которая это сделала, обязана высадить ровно столько же сеянцев и обеспечить за ними три года ухода. Для этого им выделяют площадки, в том числе на местах гарей. Лесные правила требуют, чтобы сначала лес восстановили на местах свежих пожаров, сгоревшим в прошлые годы занимаются во вторую очередь. Процесс оформления документов требует времени, поэтому в местах, где был пожар этой весной, вряд ли работы закончат раньше следующего лета.
— Сколько стоит восстановить одно дерево в сгоревшем лесу под Тюменью, где есть неплохая транспортная доступность?
— Мы обычно считаем на гектары. На каждом из них по правилам можно высадить 4-5 тыс. сеянцев. Территорию надо расчистить, подготовить почву, провести уход, потом высадить привезенные из питомника растения. Каждый сеянец с открытой корневой системой в наших краях стоит примерно от 3,5 до 5 рублей, с закрытой корневой системой — дороже. В итоге гектар восстановленного леса может обойтись в 300-400 тыс. рублей. Посадочного материала хватит — питомники ориентируются на планы лесовосстановления и выращивают достаточное количество сеянцев. Надо будет на год 50 тыс. сеянцев — их вырастят.
— Есть мнение, что пожар необходим лесу для обновления, он приносит больше блага, чем вреда. Это так?
— Это верно для труднодоступных мест, где человек не ведет лесное хозяйство. Леса ведь выращивают не просто так, у каждого из них есть свое целевое назначение. В Пермском крае есть целлюлозно-бумажное производство — они елку выращивают, им осины и березы ни к чему. А где производят стройматериалы, нужны материалы для выпуска мебели — там сосна. Если всем этим целенаправленно не заниматься, мы просто оставим нашу промышленность без сырья. Другое дело, что дерево, достигшее технической зрелости, — это примерно 100 лет — должно быть заготовлено. Потому что, когда оно перестает расти, появляются пороки, гнили, экологическую функцию оно все еще выполняет, но качественные характеристики древесины падают. Если сгорит участок, на котором растут перестойные деревья, то ничего страшного для хозяйства не случится — весь свой минеральный запас они все равно отдадут почве, а место освободится.
— Лесной пожар может привести к возникновению новых болот?
— Да. Деревья переводят поверхностный сток в грунтовые воды. Корни забирают влагу из почвы, потом она испаряется через крону — деревья активные участники кругооборота воды в природе. Вода никуда не девается, но она может перераспределиться. Если свести деревья, уровень грунтовых вод поднимется. Вплоть до образования болот. Чтобы этого не происходило, мы никогда не выбираем больше древесины, чем в лесу прирастает.
— Что проще восстановить: вырубку или гарь?
— Вырубку. Там остались только пни и порубочные остатки. Пни сейчас никто не корчует, идет полосная расчистка. После лесозаготовки остается минерализованная почва, на которой не так много травяного покрова. Хотя на горельниках травы вообще может не быть, а минеральные вещества, накопленные погибшими деревьями, находятся в почве, причем они перешли в более простую для усвоения саженцами форму. Правда, через два года их вымоет, лучше успеть восстановить посадки за это время. Гари сложнее расчищать: там есть и поваленное, и сгоревшее, и обгоревший сухостой, со всем этим надо что-то делать, а товарной ценности такая древесина не представляет. Но сделать это обязательно надо.
— Как по правилам должны быть расчищены места гарей?
— Сейчас используют полосную расчистку. В каждой полосе может быть по несколько рядов шириной 15 метров. Между рядами в валы складываются все невывезенные древесные остатки, распиленные на бревна по два метра длиной, их трамбуют, чтобы пошел процесс перегноя. У такого метода есть свои недостатки, но это единственный рентабельный способ восстановить и расчистить. В рядах высаживаются сеянцы.
— Как защищают ослабленные низовым пожаром участки леса от вредителей?
— В основном санитарными рубками. Насекомые-вредители живут везде, но проявляют себя, когда дерево ослабевает или гибнет, появляется подходящая для них питательная среда. Сейчас приняты довольно строгие правила санитарных рубок, на практике, пока на дереве есть хоть один зеленый листок, лесники его трогать не станут, вот как полностью погибнет — тогда его уберут. Есть и разные биологические методы. В пораженной вредителями участок леса могут подселить энтомофагов — это организмы, пожирающие насекомых, — увеличить поголовье птиц, которые теми же насекомыми с удовольствием питаются. Теоретически можно и химию использовать. Но ее применяют разве что против шелкопрядов, обычно стараются использовать более щадящие варианты.