Инвестор не собес. Как привлечь в мусоропереработку частный бизнес?

Ксения Орлик / АиФ

Отрасль выходит из тени

Исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив Светлана Бик предлагает сравнить планируемый объём частных инвестиций с реальным на сегодняшний день: 10 млрд рублей (по информации из публичных источников).

   
   

«Чтобы частные деньги в отрасль пошли, нужно создать условия», — считает она.

Но при этом придётся учесть немало факторов. Отрасль практически новая, а если точнее, она выходит из тени. Это значит, что для нового типа переработки мусора пока нет ни мощностей, ни инфраструктуры. А ведь отходы надо забрать, отвезти, рассортировать, переработать, причём по условиям реформы требования для всей цепочки достаточно жёсткие: необходимы новые технологии и прорывные цивилизационные решения. В мусоропереработку побежит далеко не каждый предприниматель

«Проблема очень большая, и решать её следует комплексно», — уверена Светлана Бик.

Наипервейший вопрос: быть может, мусороперерабатывающая отрасль для бизнеса непривлекательна? У Бик на него ответ отрицательный. Во-первых, здесь есть постоянный спрос на услуги, как объясняет она: отрасль практически не подвержена маркетинговым колебаниям. Человек генерирует отходы ежеминутно, требуя при этом чистоты и комфорта.

«Но неправильными решениями можно этот интерес и убить», — предостерегает эксперт.

Развилка для государства

Даже при постоянном спросе, по её мнению, «взваливать» на инвесторов население нельзя. При условии невозможности вернуть свои затраты инвестор не сможет выжить.

   
   

«Он должен оценить перспективы бизнеса, создать работающую модель проекта, должен учесть все возможности, входы-выходы, но он не может физически работать с людьми: это несвойственные ему функции. И это всё-таки задача власти», — говорит Бик.

Поэтому важнейший вопрос для бизнеса — защита вложенного капитала.

«Инвесторов, например, пугает возможная политизация тарифов, — поясняет эксперт. — Ведь часть цепочки — рыночная, а часть — тарифная. Переработка — рыночная, а захоронение, сортировка — на тарифе. При политизации тарифов частному инвестору прийти будет сложно».

Понятными и прозрачными должны быть не только инструменты и условия входа, но и условия возвратности.

«Сейчас очень важно посмотреть, как быть на очередном этапе совершенно правильных и нужных преобразований, — продолжает Бик. — Как государство выдержит развилку между интересами людей, потребителей, которые не готовы к новым тарифам, и реальными потребностями инвесторов в возврате капитала, ведь на этом держится весь инвестиционный процесс».

Векторов у государства, по мнению эксперта, должно быть два: субсидировать, устанавливать льготные варианты, возможно, замораживать рост платежей для тех, кто действительно неплатёжеспособен, но, с другой стороны, с учётом политизации тарифов — найти возможность компенсации выпадающего дохода для бизнеса. «Ведь инвестор не собес», — поясняет она свою позицию.

Смотрите также: