Элитный мусор. Почему бизнес не платит за отходы?

Вывоз твердых отходов для дальнейшей переработки. © / Павел Львов / РИА Новости

Бизнес не хочет платить за свой мусор. По имеющимся данным, уровень неплатежей за вывоз мусора со стороны юридических лиц достигает 65-70%. Об этом сообщил в интервью РБК генеральный директор «Российского экологического оператора» Денис Буцаев. И это напрямую указывает на то, что требуется ужесточение ответственности бизнеса. 

   
   

Госдума подключилась

Этот опрос обсуждали в среду на заседании комитета в Госдуме. Здесь пришли к выводу, что нужно вводить административную ответственность компаний за уклонение от заключения договоров с региональным оператором, чтобы населению не приходилось оплачивать услуги вывоза и утилизации ТКО за представителей бизнес-структур. 

«Действительно, проблема неоплаты юридическими лицами вывоза ТКО очень велика. Как правило, юрлица просто отказываются подписывать договор, а сотрудники региональных операторов не могут их к этому принудить. Конечно, в таких случаях обычно составляется акт и направляется в контролирующие органы. Вторым способом сокращения финансовой нагрузки юрлицами является заключение договоров на заведомо меньший объем отходов, нежели данное лицо образует. В итоге с точки зрения закона юридическое лицо защищено — ведь договор есть. Но в реальности оно значительно недоплачивает за образуемые отходы» — рассказал АиФ эксперт общественной организации «Зеленый патруль» Ярослав Князев.

Депутаты Госдумы на своем заседании утверждали, что необходимо перейти к оплате за вывоз ТКО, исходя из фактического объема мусора. Также они говорили о том, что надо создавать экономические стимулы для компаний осуществлять раздельный сбор отходов. «Я не вижу смысла принимать новые постановления и изменения в законы, так как есть статья КоАП 8.2, где ответственность юридических лиц прописана конкретно, и для многих штраф за первичное нарушение будет значительным, а если крупный бизнес решит, что ему дешевле платить штрафы, нежели заключать договор, за повторное нарушение возможна приостановка деятельности предприятия. Что касается хитрости с занижением образуемых отходов по договору, то тут, на мой взгляд, нужно всего лишь скорректировать процедуру расчета норматива. Ну и никто, конечно, не отменял контроль силами самого регоператора и надзорными органами», — говорит Ярослав Князев.

Регоператоры, со своей стороны, говорят, что дело тут не в слабом контроле. «Основная проблема в России в том, что не могут идентифицировать потребителя (юрлицо) и соответственно предъявить ему счет, либо недостаточно данных для судебной работы. Многие юрлица этим пользуются. У них есть некое невосприятие реформы, они считают, что это несправедливо: раньше была свобода договора. Некоторые юрлица, которые находятся в основном в многоквартирных домах или на отдаленных территориях, в принципе никогда за вывоз мусора не платили, а выбрасывали мусор в общие контейнерные площадки или вообще в лес. Когда мы вывозим их отходы, у них позиция такая: если через суд нас найдете, то мы заплатим. Такая позиция у многих, думаю, что и в целом по стране такая же ситуация», — говорит учредитель компании «РТ-НЭО Иркутск» Артем Мищенко.

В результате многие региональные операторы сейчас находятся на грани банкротства, потому что покрывать убытки им нечем. Также есть риски и того, что как минимум в 16 регионах вывоз ТКО и вовсе может быть прекращен. Такие цифры на днях озвучил министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин. Глава ведомства дал поручение региональным властям принять исчерпывающие меры, чтобы не допустить мусорный коллапс. 

Реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами началась в России 1 января 2019 года в рамках реализации Национального проекта «Экология». Ответственность за вывоз мусора перешла от разрозненных мелких компаний к крупным региональным операторам, отобранным правительствами субъектов России по конкурсу.

   
   

Смотрите также: