Экология и климат. Как развивается Арктика и что делать с вечной мерзлотой?

В 2020 году Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Это комплексный документ, который затрагивает все сферы социально-экономического развития большого региона.

О том, что сделано за 4 года, АиФ рассказал Александр Воротников, координатор Экспертного совета Проектного офиса по развитию Арктики, доцент ИОН РАНХиГС, канд. хим. наук    
   

Николай Терещенко, aif.ru: — Александр Михайлович, какие важнейшие действия по реализации Стратегии вы бы отметили сегодня?

Александр Воротников: — За эти годы очень много сделано. Перечисление реализованных инициатив проектов займет не одну страницу. Но я хочу отметить, что ЭЦ ПОРА с самого начала подготовки Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года включился в эту работу. По согласованию с Минвостокразвития России мы включились в работу по подготовке региональной компоненты этой стратегии. ЭЦ ПОРА стал экспертной площадкой для обсуждения разных вопросов, которые в последующем вошли в документы стратегического планирования. Нами был создан портал Арктика 2035, интернет-площадка, в рамках которой велось обсуждение предложений в стратегические документы. Во всех арктических регионах России были проведены стратегические сессии. Я лично провел такие сессии в Якутске и в Анадыре на Чукотке. Проведение этих сессий имело большое значение. Очень важно, во-первых, получить понимание и знание того, что важно для региона, какие проекты ему нужны в первую очередь. Во-вторых, увидеть, как идет жизнь в регионе — порядок цен в магазинах и на рынке, качество и доступность общепита, как работает общественный транспорт, тепло в домах и чистота улиц, уборка снега и уличное освещение, и т. д. Всё это мы называем качеством жизни. Очень важным было для меня личное знакомство с руководством регионов, включая первых лиц, директоров департаментов, мэров, с региональными и муниципальными депутатами. Со многими общаюсь до сих пор. И, конечно, познакомился с большим кругом ученых и экспертов, которые прекрасно знают ситуацию в своих регионах и которые могли предложить решения многих проблем. 

Что бы я отметил особо? Первое. Это успешное развитие Северного морского пути. СМП превратился в реальную международную транспортную артерию, не только связывающую Европу и Азию, но и реально решающую проблемы обеспечения наших северных территорий. В том числе такого важного для АЗРФ Северного завоза. Кстати, это одна из чувствительных тем для северов. В этом году Северный завоз повсеместно выполнен и даже перевыполнен. Ярким событием стало начало строительства Ленского моста в Якутии. Огромный регион получил логистическую связанность, а главное — возможность для дальнейшего экономического и транспортного развития важнейшего макрорегиона, включающего Якутию, Чукотку, Магаданскую область. Очень важно, что успешно, несмотря на современную геополитическую обстановку, строится атомный ледокольный флот. Недавно спущен на воду ледокол «Чукотка», 26 января 2024 года на Балтийском заводе заложен ледокол «Ленинград». А значит, СМП будет устойчиво развиваться. Большое значение имеет также разработка по поручению Президента РФ мастер-планов арктических городов и поселений и реализация подготовленных на их основе комплексных планов их развития. Хочу отметить, что в АЗРФ успешно развиваются такие программы, как Арктическая ипотека, Арктическая концессия, Арктический гектар и другие. Реализация этих проектов позволит людям жить лучше, успешно развиваться бизнесу, что даст увеличение налоговой базы северных территорий, а значит, у местной власти будет больше средств, чтобы решать важные для жителей проблемы. 

В Стратегии особое внимание уделено экологическим и климатическим рискам. Цитирую. Значение Арктической зоны в социально-экономическом развитии Российской Федерации и обеспечении ее национальной безопасности обусловлено следующим: вероятность наступления в результате антропогенного воздействия и (или) климатических изменений в Арктической зоне событий, имеющих неблагоприятные экологические последствия, создает глобальные риски для хозяйственной системы, окружающей среды и безопасности Российской Федерации и мира в целом.

— Какие мероприятия в этой сфере вы бы выделили особо и что конкретно уже сделано? 

— Масштабность промышленной деятельности вместе с происходящими и прогнозируемыми климатическими изменениями делает экосистему Арктики крайне уязвимой к возникновению внештатных аварийных ситуаций, способных нанести необратимый ущерб окружающей среде. В связи с этим формирование эффективной системы экологической безопасности и необходимость совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды в настоящее время становится все более актуальным как для государств, так и для компаний, участвующих в освоении месторождений в АЗРФ. Что необходимо для последовательной реализации такого подхода? Вот что я бы отметил особо:

   
   
  1. Создать государственную систему мониторинга многолетней мерзлоты. Для этого нужно включить в процесс взаимодействия разные министерства и ведомства. Это уже делается.
  2. Ликвидировать накопленный экологический вред. Для этого следует провести полную, без утаек, инвентаризацию объектов накопленного вреда и отнести их к приоритетным для ликвидации в первоочерёдном порядке. 
  3. Организовать определённую систему обращения с отходами. Например, помочь в этом может федеральный проект «Чистая Арктика», в рамках которого представители власти, волонтёры и предприниматели очищают арктические территории от отходов, накопленных за годы интенсивного освоения Арктики. Проект развивается, что отрадно.

Всё это уже работает. Расшифрую немного тезис о мониторинге вечной мерзлоты в виде конкретных примеров. В прошлом году вышло Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2023 года № 18311 «О создании системы государственного мониторинга многолетней мерзлоты». Отвечать за создание и функционирование этой новой подсистемы будет Росгидромет. 

В 2024 году уже работают 20 пунктов наблюдений за состоянием многолетней мерзлоты. Восемь в ЯНАО — возле Салехарда, на полярной гидрометеорологической станции МГ-2 Марресаля (в 95 км от поселка Усть-Кара), гидрометеорологических станциях МГ-2 им. М. В. Попова (остров Белый), Пангоды и Полуй, авиационных метеорологических станциях Надым, Новый Уренгой и Тазовский. По одному пункту наблюдения за мерзлотой открыто в Архангельской области на объединенной гидрометеорологической станции им. Э. Т. Кренкеля (остров Хейса архипелага Земля Франца-Иосифа), в Красноярском крае на гидрометеорологической станции на острове Визе и в Республике Алтай на станции Актру. И девять пунктов мониторинга мерзлоты заработали в Якутии: на гидрометеорологических станциях Амга, Санникова, Восточная, Ытык-Кюель и Чурапча, аэрологической станции Оймякон, объединенной гидрометеорологической станции Якутск, метеостанциях Покровск и Томмот. На всех пунктах четыре раза в сутки выполняются автоматические измерения температуры многолетней мерзлоты на различных горизонтах по всей глубине скважины. 

До конца 2025 года будет развернута масштабная сеть наблюдения за многолетней мерзлотой, всего 140 пунктов мониторинга. Все они расположатся на базе существующих гидрометеорологических станций и обсерваторий Росгидромета и будут оснащены оборудованием российского производства. Это даст существенную экономию средств, которые можно направить на создание дополнительной инфраструктуры — зданий, дорог, системы метеонаблюдений, а также позволит минимизировать логистические затраты. 

Такой мониторинг поможет получить более полное представление о том, как меняется многолетняя мерзлота из‑за глобальных изменений климата, а также понять, какой объём парниковых газов будет выделяться в атмосферу при таянии многолетней мерзлоты.

Эта информация будет использоваться для моделирования и сценарного прогнозирования изменений климата, поможет не допустить негативного влияния таких изменений на отрасли экономики и качество жизни граждан, будет способствовать созданию и безаварийной эксплуатации объектов инфраструктуры в районах многолетней мерзлоты, затрагивающей до 65% территории страны. Система мониторинга состояния многолетней мерзлоты станет частью единой системы государственного экологического мониторинга. Это очень важно.