Это обсудили эксперты, собравшиеся за «круглым столом» в нашем издательском доме.
Стул из вторичного пластика
Начали с самого заметного глазу — мусора. Как рассказал 1-й зампредседателя Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев, сейчас 27 пилотных регионов отрабатывают территориальные схемы утилизации мусора. Стекло, пластик, макулатура, по его словам, должны отделяться ещё до того, как они доедут до свалки.
«Недавно я была на выставке “Иннопром” в Екатеринбурге, где из вторичных пластиков делают скамейки и стулья, — рассказала председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева. — Эта практика должна распространяться во все города».
«Важно, чтобы люди знали о том, что мы делаем в рамках Года экологии вместе с крупными предприятиями страны, — считает начальник отдела аналитического сопровождения и развития информационных систем Росприроднадзора Алина Абдуллина. — Уже реализовано 24 из 55 мероприятий. Провели феноменальную инвентаризацию всех источников выбросов: выявлено 177 тыс. объектов негативного воздействия на окружающую среду».
Как спасти деревья?
«Мы провели анализ: 40% мусора в домашнем ведре — это бумага. Но, чтобы сдать макулатуру, нужно прийти на приёмный пункт с паспортом, оформить документы, а иногда ещё и заплатить НДФЛ 13%. Россия ежегодно теряет 270 млн деревьев из-за того, что макулатура выбрасывается на помойку», — говорит депутат Госдумы, координатор направления «Информационная экологическая открытость» партийного проекта единороссов «Экология России» Александр Фокин.
Об инициативе бизнеса, которая уже спасла от гибели сотни деревьев, рассказала директор по маркетингу и стратегическому развитию ROCKWOOL Russia Ирина Садчикова. В компании приняли решение отказаться от выпуска бумажных этикеток, которые раньше наклеивались на упаковку одного из продуктов, а это 5,5 млн пачек в год.
«Вроде бы пустяк — всего лишь отказаться от этикетки и нанести маркировку на саму упаковку, а сохранили тем самым 240 деревьев, — пояснила она. — Если мы помножим эту цифру на годы, то счёт пойдёт уже на многие гектары спасённого леса».
Другая инициатива компании касается сохранения тепла. Известно, что здания потребляют 33% энергии в мире. Однако, по словам Ирины Садчиковой, расход можно резко сократить, если применять энергоэффективные материалы, включая теплоизоляцию из каменной ваты. Компания построила жилой дом в Подмосковье с её использованием — энергопотребление в нём на 60% ниже нормативного. Аналогичный дом есть в Татарстане. Сейчас идёт реконструкция старой многоэтажки в Выборге.
Рейтинги — стимул?
«Рейтингование регионов — наиболее деликатная часть нашего проекта, — подытожил генеральный директор издательского дома “Аргументы и факты” Руслан Новиков. — Экологических рейтингов много, а толку мало. К примеру, в большинстве рейтингов Республика Алтай на высших позициях, а Челябинская область — в конце списка. Все понимают, почему. Но какой стимул это может дать Челябинской области? Мы хотим не констатировать данность, а оценивать усилия властей и бизнеса для улучшения экологической ситуации в регионе».
Эксперты «круглого стола» пришли к выводу, что экологическими рейтингами должно заниматься гражданское общество. Порядок может выработать Общественная палата РФ совместно с представителями Росприроднадзора, учёными, региональными властями и бизнесом.
Смотрите также:
- Экологический рейтинг. Ситуацию спасут действия и экономическая мотивация →
- Два проекта — одна цель. Из чего складывается «экология души»? →
- Рейтинг и контроль. Что поможет сохранить природу? →