Системы контроля не фиксировали
В Челябинской обл. с 29 ноября по 1 декабря работала межведомственная комиссия, которая изучала состояние радиационной обстановки вокруг ПО «Маяк» и организацию радиационного мониторинга на этом предприятии. В неё входили эксперты из госкорпорации «Росатом», Института проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) РАН и Федерального медико-биологического агентства (ФМБА).
Был бы выброс - его зафиксировали бы системы контроля предприятия. Они, по словам главного специалиста отдела радиационной, промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды службы генерального инспектора атомной госкорпорации Вячеслава Усольцева, очень серьёзные - постоянно измеряются температура воздуха, давление, выбросы, и все эти данные архивируются. Причём, чтобы подделать или переделать показания за 5 последних сентябрьских дней, когда якобы мог быть выброс, только по одной системе нужно вручную изменить 30 тыс. показателей. А таких систем больше десятка.
Мощность дозы гамма-излучения и плотность потока бета-частиц с июля по декабрь соответствовала естественному фону. Всё оборудование предприятия, и печь радиохимического завода в том числе, работало в штатном режиме.
Почва и люди чисты
Был бы выброс - остались бы следы на почве. Взяли пробы в тех районах, где Росгидромет зафиксировал повышение уровня концентрации рутения-106. Причём, уточняет замначальника управления надзора и контроля в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия ФМБА Надежда Поцяпун, специалисты агентства делали это самостоятельно и исследования проводили в своих лабораториях. Следов рутения они не нашли.
Был бы выброс - дозу облучения получили бы сотрудники предприятия. Специалисты ФМБА проверили на спектрометре излучения человека 250 работников производственного объединения, в том числе радиохимического завода. Все они чисты.
При этом члены комиссии не ставят под сомнение данные европейских коллег, обнаруживших в сентябре рутений-106 в воздухе, а также коллег из Росгидромета. Они лишь утверждают, что на ПО «Маяк» точно выброса не было. Да и в принципе в выбросах предприятия, где перерабатывают ядерное топливо, чистый рутений содержаться не может - только в «букете» с другими изотопами.
Одна из расхожих гипотез: выброс мог быть с предприятия, где выделяют рутений-106 для использования в медицинских целях (в Румынии оно есть). Членам комиссии она кажется тоже нереальной, т. к. для достижения зафиксированного там уровня нужно собрать вместе порядка 10 тыс. медицинских аппликаторов.
По поводу другой версии - космической - Р. Арутюнян сказал: «Известно, что на спутниках есть энергетические источники с использованием радиоизотопов, но других - цезия, стронция. Хотя это не значит, что кому-то не пришло в голову использовать рутений. Если спутник упал - со стронцием будут проблемы. А рутений уже к тому времени отработал и практически безопасен».
Смотрите также:
- Лысая гора позеленела. Как преобразуют места техногенного неблагополучия →
- Под прикрытием саркофага. Как в Смоленске защищаются от паров ртути →
- Потепления нет? Кто стоит за большой климатической аферой →