Социальная франшиза. Почему опыт благотворительных фондов нужен в регионах

В Чувашии работает масштабный проект, который профессионально занимается подготовкой кандидатов в приёмные родители и сопровождением приёмных семей.

   
   

Ребенок в детском доме ждет маму. В пять лет, в семь, в одиннадцать… И даже в шестнадцать. Самое сложное – найти родителей для подростка. Многие в 18 лет отправляются в пустоту. В их душе – травмы потерь и одиночества, недоверие к миру.

У взрослых – свои страхи. Перед «силой генов», перед возрастом ребенка, перед собственными возможностями любить.

Как помочь встретиться этим двум берегам?

Родителям не хватает знаний и компетенций

Знакомство чувашских приемных родителей с практикой работы фонда «Арифметика добра» состоялось летом 2015 года во время III Республиканского Форума замещающих семей. На форум приехала Диана Машкова, руководитель клуба «Азбука приемной семьи», тоже приемная мама. Клуб ведет ресурсную группу для приемных родителей, где они получают новые знания от специалистов и обмениваются личным опытом. И такой практики объединения и взаимоподдержки в Чувашии остро не хватало.

«Дети уходят из детских домов – ныне Центров содействия семейному воспитанию – в семьи. Но насколько эти семьи подготовлены? И насколько подготовлены сами дети, переживающие травму от перехода в семью? Подготовка ребенка к переходу из сиротского учреждения должна вестись на продолжении всего пребывания в нем. Это должен понимать персонал, и он должен быть профессионально к этому подготовлен. Родители часто некомпетентны.

В итоге существует такая беда, как вторичное сиротство, когда люди из лучших побуждений берут детей, но в их голове лубочная картинка, а на деле зона комфорта у них серьезно сужается, и родители оказываются не готовы, – рассказывает Тахир Мирджапаров, председатель Республиканской ассоциации замещающих семей, отец семерых детей, кровных и приемных. – Так что радоваться, что закрываются детские дома, не всегда правильно. Детьми нужно серьезно заниматься. Их здоровьем, развитием, психикой. Сейчас созданы государственные центры психолого-педагогического сопровождения семьи. Они курируют и семьи, и сотрудников органов опеки. В каждом административном центре есть куратор-психолог. Это важно, потому что в опеке работают не психологи. Но специалистов не хватает, да и их компетенции тоже не так развиты. В идеале нужен 1 такой специалист на 10 приемных семей, но таких средств в бюджете нет, поэтому и надо обучать самих родителей». Тахир отмечает, что и специалисты органов опеки не подготовлены. Они не являются психологами, не понимают, как работать с детьми из детских домов.

   
   

Знания о правильном взаимодействии с ребенком

«Был организован семинар-практикум для специалистов Чебоксар: педагогов, психологов, социальных работников, специалистов органов опеки. После этой встречи появилась потребность в более системной подготовке», – рассказывает Наталия Мишанина, руководитель психологической службы фонда «Арифметика добра».

24 специалиста получали знания системно, прошли три модуля, включающие информацию о психологии детей-сирот, о приемной семье, как реабилитационном пространстве для ребенка-сироты, о том, как организовывать и проводить школу приемных родителей и дальнейшее сопровождение приёмных семей. По окончании все участники получили сертификат от фонда, повышающий их статус как специалистов. Сертификат о прохождении обучения выдавался после каждого модуля занятий, всего же слушатели прошли 58 учебных часов.

«Мы не оценивали, как сработала в конкретном случае опека, школа или КДН. Нас интересовало, что чувствовал ребенок и взрослые, которые его окружали. Поняв глубину переживаний, можно по-другому взглянуть на происходящее, – поясняет Мишанина. – Один из случаев, разбираемых психологами, был довольно сложный, и только способом расстановки удалось не только взглянуть вглубь проблемы, но и разработать программу работы с этой семьей. Собственно, в этом и задача: мы всегда прорабатываем программу работы не с одним ребенком, а со всей семьей. Эту технологию мы передали коллегам из Чувашии, которые работали лишь с проблемой ребенка, исключая родителей. До этого родитель или опекун приводил ребенка к психологу, для того, чтобы  специалист «починил» его или исправил поведение. Нам удалось убедить специалистов в эффективности совместной работы ребенка и родителя. Ведь главное – наладить контакт с приемным ребенком, создать мостик понимания и доверия. Родители тоже должны обрести новый опыт и другие способы взаимодействия».

Еще одна из технологий, которая была предложена специалистам, работающим с кандидатами в приемные родители – это тренинги намерений. Такая предварительная работа с будущими приемными родителями необходима, чтобы те уже в начале пути смогли осознать свою психологическую готовность. «Есть кандидаты в приемные родители, которые приходят на собеседование, и говорят – мы побудем на двух-трех занятиях, у нас же уже есть взрослые дети, мы все знаем. Это неправильный подход и опасное заблуждение.

Нужно полностью пройти курс подготовки, погружаясь и оценивая свои ресурсы и риски. Уже на тренинге намерений 2 семьи из 15 отсеялись сразу, не дожидаясь окончания работы. Для специалистов это своеобразный результат. Лучше работать с мотивированными кандидатами, которые заранее оценили свои возможности», – отмечает Мишанина.

Накачать «мускул» сопротивления

Специалисты, работающие с детьми и семьями, есть необходимость в профилактике профессионального и эмоционального выгорания.

«Мы проводили практикум по профилактике профессионального и эмоционального выгорания для специалистов Шумерли, это замечательные люди с пытливым умом, берущие, активные. Больше 30 человек, работающих с семьями, с детьми, признались, что ощущают симптомы выгорания. В таком случае нужна не теория, а именно практикум, тогда можно накачать «мускул» сопротивления, - отмечает Мишанина. - Профессионалы нашли в себе ресурсы и сказали: «Оказывается, мы еще не совсем выгорели». Они ушли воодушевленные и готовые к дальнейшей работе».

Эмоциональное выгорание – это целый комплекс, а не пара симптомов. «У вас наступает момент апатии, депрессии. Включается момент деперсонализации, когда что воля, что неволя, неважно, и с другой стороны – ощущение «я не хочу никого видеть, меня все раздражает, я не хочу никому помогать, потому что у меня нет ресурса». И третий момент – когда ты чувствуешь, что все, что ты делаешь, – словно в пустую бочку. Тебя не уважают, все, что ты делаешь, не ценится. Это может приводить уже к тяжелым соматическим проявлениям», – поясняет Мишанина.

На ребенка госбюджет тратит 60 тысяч в месяц, если он в детском доме. А если он переходит в семью, государство выделяет на него уже 6 тысяч. Семьям нужна поддержка. Иначе существует опасность волны возвратов, когда у приемных родителей спадает энтузиазм. Средства, высвобождающиеся при переходе ребенка из детдома в семью, стоит направлять на поддержку приемных семей. 

Смотрите также: