Миссия «Донбасс». Как под Ростовом готовили гуманитарный конвой

Водителям бензовозов приходится менять колёса после предыдущей поездки на Донбасс. © / Виталий Колбасин / АиФ

Новая тактика передвижения машин вызвана тем, что в колонне появились бензовозы с горюче-смазочными материалами для юго-востока Украины. Таким машинам, с опасным грузом, нужна более тщательная техническая подготовка перед сложным автомаршем в Луганскую и Донецкую области.

   
   

Автоколонна с гуманитарным грузом для жителей Донбасса начала формироваться в среду: основу груза составляют обогревательные приборы, тёплые вещи и стройматериалы для ликвидации последствий артиллерийских обстрелов, а также ГСМ.

Это уже седьмой гуманитарный груз, доставляемый из России в Донецкую и Луганскую области: по данным МЧС, предыдущие шесть колонн доставили на Донбасс более 8 тысяч тонн продуктов питания, медикаментов, одежды, топлива и стройматериалов.

На территории «Донского спасательного центра МЧС РФ» в посёлке Ковалёвка (это в 10 км от Ростова) играет музыка. Обстановка царит почти праздничная: водители в форме МЧС драят мыльными щётками диски колёс и кабины грузовых машин.

«Еду на Донбасс уже второй раз, страшного ничего не испытал, люди приветствовали нас доброжелательно по дороге, — говорит водитель фуры, житель Ногинска Александр Фадейкин . — Жена, конечно, переживает, звонит постоянно, но с пониманием относится. Я ведь всю жизнь водителем работаю, за 30 лет водительского стажа ни одной серьезной аварии или нештатной ситуации!»

Фуры перед рейсом готовят как на парад. Фото: АиФ / Виталий Колбасин

Рядом с фурами, отдельно в стороне, выстроились в два ряда КамАЗы-бензовозы с ярко-оранжевыми бочками с надписью «Огнеопасно».

   
   

Горюче-смазочные материалы (ГСМ) остро нужны для пожарных и спасательных подразделений, а также для машин «скорой помощи» юго-востока Украины. Эти бензовозы уже делали несколько рейсов в Донецк и Луганск по разбитым от снарядов дорогам, и теперь им нужен мелкий ремонт — меняют колёса.

«В шести предыдущих рейсах ничего нештатного не происходило, — рассказывает заместитель начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России Олег Воронов. — Расстояния машины преодолевают большие, поэтому технике необходимо обслуживание — плановые замены агрегатов».

Водители-спасатели

По словам руководителя гуманитарной колонны, рейсы на юго-восток Украины поставлены на регулярную основу, машину ведут водители-спасатели Ногинского спасательного центра МЧС РФ. Именно этот центр более 25 лет специализируется на гуманитарных операциях, не только в России, но и в Европе.

Эти люди могут не только крутить баранку — они ещё и профессиональные спасатели.

Колонна под Ростовом готовилась к автомаршу четыре дня. Фото: АиФ / Виталий Колбасин

«У меня есть своя группа из 12 машин, за которую несу личную ответственность. С товарищами мы неоднократно ездили в похожие командировки по доставке грузов, в том числе и за границу, — рассказывает водитель-спасатель, старший группы Сергей Корпало. — Любой наш рейс означает, что люди остро нуждаются в нашей помощи, тем более сейчас, в преддверии надвигающейся зимы. Каждую гуманитарную операцию переживаешь эмоционально, в том же Крымске, пострадавшем от наводнения, было тяжело наблюдать картину разрушенных домов, горе людей. В заграничных командировках — в Южной Осетии, например — видели разбитые дома, слёзы местных жителей. Везде, куда мы едем, у людей случилась какая-то беда. Беда — она одна и не разделяется на национальности и государства».

Олег Воронов и Сергей Корпало. Фото: АиФ / Виталий Колбасин

Сергей Корпало рассказывает, что в Луганск и Донецк приходится ехать по разбитым от снарядов дорогам, в результате спасатели постоянно меняют резину, так как колёса «взрываются». В прошлый раз особенно сложно было с грузом листового стекла: его ведь нужно было в сохранности и целости довести.

Машины гумконвоя под Ростовом основательно подремонтировали. Фото: АиФ / Виталий Колбасин

Как изменился облик «Новороссии»

«Случаев обстрелов колонн не происходило. Слышали, где-то ухает на окраине городов, но военные всё равно понимают, что идёт гуманитарная миссия, может, в эти моменты они прекращают обстрелы», — поясняет Олег Воронов, который участвовал во всех автомобильных гуманитарных миссиях из России в Донбасс.

Бензовозы с ГСМ нужны социальным учреждениям Донбасса. Фото: АиФ / Виталий Колбасин

– Люди с той стороны реально радуются — кто-то руками машет, кто-то плачет, бабушки перекрещивают колону, реакцию людей хорошо наблюдать, когда ты едешь в середине и конце колонны. Изменился ли облик населённых пунктов с момента нашей первой поездки? Восстановить ведь дом нельзя за месяц, а что изменилось, так это людей больше появилось на улицах, машины ездят в населённых пунктах. В первые разы въезжали, словно в фильм ужасов — пустые и разрушенные города, сейчас по-другому — есть люди, открываются магазинчики, идёт дорожная торговля«.

Маршруты гумконвоя

Предыдущие автоколонны после прохождения границы всегда делились равномерно — помощь распределялась в Донецкую и Луганскую области. Вот и седьмой конвой поехал по этой схеме.

Тщательная подготовка перед рейсом — залог хорошей поездки. Фото: АиФ / Виталий Колбасин

Если первые колонны были порядка 100 машин (делились по 50), то теперь чуть меньше, в нынешней, седьмой по счёту — 82 грузовика. Но зато повезли ГСМ, таких бензовозов — около 20. Также везут о медикаменты, продукты питания, стройматериалы.

Продукты сразу организованно раздаются населению. Строительные материалы, ГСМ, лекарственные препараты — постепенно, по заявкам.

«Мы стараемся, чтобы колона вернулась в один световой день — отсюда выйдем рано утром, в четыре часа, чтобы вечером, в воскресенье, успеть пересечь границу, — продолжает Воронов. — Груз формируется таким образом, чтобы в одной машине он был одного типа, это облегчает задачу проверяющим таможенникам и пограничникам. К примеру, в одной машине — стройматериалы, в другой — продукты питания. Комплектуется груз на поддонах, чтобы максимально быстро его разгрузить. Всего на разгрузку одной машины уходит 20 минут. Когда заезжает в конечный пункт следования, то машины разъезжаются по складам, чтобы ускорить процесс разгрузки и обезопасить водительский состав».

Фуры загружают только наполовину — для удобства проверяющих и выгрузки. Фото: АиФ / Виталий Колбасин

Фура вмещает 30 тонн груза, но наполняют её не более, чем наполовину, чтобы по разбитым дорогам не повредить технику — лучше съездить несколько раз, чем поломать машину.

Олег Воронов с недоумением повествует о реакции некоторых проверяющих. В последний раз, когда бензовозы выезжали на российскую территорию, на обратном пути российской делегации предъявили претензию, что они на бензовозах вывозят... уголь.

«Как же, интересно, можно, уголь загрузить в цистерну?» — удивляется начальник гумконвоя МЧС. — Поэтому, чтобы не возникло претензий, свои машины обеспечения (тягачи и бензовоз-заправщик) оставляем на границе, а то ещё возникнут разговоры о том, почему вывозим запчасти и дизтопливо».

Тягач спецобеспечения будет ждать колонну на российской стороне. Фото: АиФ / Виталий Колбасин

Без остановок

От российской границы до пункта назначения колонна идёт без остановок, водители общаются по радиосвязи, чтобы едущие впереди могли предупредить коллег о затяжном повороте и других особенностях дороги.