Николай Терещенко, aif.ru: — Сергей Васильевич, мне показалось, что Форум ECUMENE в этом году был более приземленным, более практичным по сравнению с первым форумом, да и со вторым тоже. Так и задумывалось? Или сама ситуация в мире изменилась, и настало время обсуждать более прикладные задачи и вопросы в сфере климата, экологии, финансирования, цифрового развития?
Сергей Рыбаков: — На самом деле, за три года у нас уже появилась определенная статистика по форумам и понимание, куда движется мир. Мы сейчас можем прогнозировать запросы аудитории как минимум на год вперед, а может быть, и на два. Первый форум проходил, когда вопрос ответственного финансирования устойчивого развития фактически был новым для страны. Напомню, это была осень 2021 года. В России просто не было спикеров, не было экспертов, не было СМИ, которые были бы способны правильно прокомментировать те тезисы, которые мы хотели донести.
— Приходилось фактически азы разъяснять?..
— Да, и не было просто людей, кто мог бы от России выступить на форуме. То есть это был абсолютно «штучный товар». Поэтому первый форум прошел на 90% при участии международного сообщества, выступающими были зарубежные эксперты. Они уже достаточно давно жили в этой повестке — устойчивого развития — могли более-менее простым языком рассказать о своих идеях, подходах и примерах работы. Но нужно понимать, что в основном это были западные эксперты, прокачивалась тема ESG, больше подходящая тогда для наших крупных компаний, ориентированных на экспорт. Поэтому интерес более широкой аудитории был не таким значительным, как сейчас. Затем наступил 2022 год, СВО, и ситуация, конечно же, поменялась. Что интересно, осенью 2022 года наш форум собрал уже в несколько раз больше и спикеров из разных стран мира, и зрителей из разных стран мира. Интерес возрос кратно. Но всё равно, надо признать, что второй форум получился не до конца структурированным. Западные спикеры с форума ушли, а в России пул экспертов только зарождался, и еще не было таких устойчивых связей с учеными Востока и Глобального Юга.
— И после второго форума вы решили создать Дискуссионный клуб ECUMENE, правильно?
— Совершенно верно, тогда, в октябре 2022 года, мы создали Дискуссионный клуб, на котором начали обсуждать вопросы по разным узким темам развития и прогнозирования будущего. Это не только климат, не только экология, но и цифровое развитие, цифровые валюты, например. Развитие науки и образования. Вопросы здоровья граждан, его связь с экологией. Вопросы развития искусственного интеллекта. Вопросы развития туризма в России. То есть повестка стала более широкой, но на каждом заседании Клуба обсуждалось какое-то конкретное направление, а эти направления объединяла одна ключевая идея — как эти передовые тренды и технологии повлияют на развитие страны в будущем. И как это будущее сделать безопасным и комфортным для граждан и эффективным с точки зрения экономики. Таким образом, сформировался большой пул российских экспертов, профессионалов своего дела, из которого мы и подготовили программу выступлений уже на третьем форуме в октябре этого года.
Поэтому повестка стала более понятной, прикладной и практичной, и мы получили очередной кратный рост аудитории. В прошлом году наши трансляции посмотрели 300 000 зрителей, в этом году — уже более 700 000 зрителей из 90 стран мира. При этом часть западных экспертов вернулась на форум, и получился весьма конструктивный разговор уже на одном уровне понимания проблем будущего. Кроме того, СМИ стали понимать, о чем говорится на секциях форума, грамотно описывать это в своих материалах. И спасибо большое «Аргументам и фактам», которые были с нами с первого форума и с первого заседания дискуссионного клуба, руководители АиФ активно участвовали в заседаниях в качестве спикеров, а редакция прекрасно информировала о довольно сложных вещах своих читателей. И для нас огромная честь, что Руслан Новиков, генеральный директор АО «АиФ», вошел в наблюдательный совет Клуба ECUMENE.
— Ваша целевая аудитория — это ведь бизнес?
— Так точно, это бизнес, который хочет понимать, куда движутся наука, технологии, финансовые инструменты в разрезе устойчивого развития. Наш форум и дискуссионный клуб для компаний, которые прогнозируют свое развитие хотя бы на пять лет вперед. И если в 2021 году это был весьма узкий спектр организаций, то сейчас он расширился. Например, недавно я разговаривал с руководителем одной компании с Камчатки, которая приезжает на форумы или смотрит заседания каждый год, и она сказала, что это «маяк, который указывает ориентиры для развития ее бизнеса». Именно это важно и ценно.
— Очевидно, что 2024 год пройдет под эгидой повестки группы стран БРИКС+?
— Да, следующий год в Российской Федерации пройдет под брендом БРИКС. Все мероприятия, так или иначе, будут посвящены этому событию — встрече лидеров стран БРИКС+ в России. Здесь я еще раз хотел бы уточнить — мы не следуем за хайпом, для нас важно понять и рассказать нашей аудитории, что все это значит для нее. Как те тренды, о которых мы говорили в 2023 году, будут преломляться в представлении объединения БРИКС. Начиная с июля в стране начнут проходить так называемые министерские сессии, на которых министры стран будут формировать видение в своих отраслях, и эти идеи и договоренности войдут в общую декларацию стран БРИКС+ осенью 2024 года. И к одной из таких сессий мы присоединимся в сентябре-октябре, чтобы поддержать на экспертном уровне одну из таких встреч министров. Скорее всего, это будет либо образование, либо энергетика, либо финансы. Задача — чтобы рекомендации форума по конкретной отрасли вошли в итоговую декларацию саммита БРИКС+. Естественно, эти рекомендации будут включать экологическую, климатическую составляющие, и вообще вектор устойчивого развития. Сейчас как раз по этому вопросу проводятся интенсивные консультации.
— А не будет ли здесь какого-то сужения вашей обычной разноплановой повестки?
— Отнюдь. Все, о чем мы говорим, все тенденции, так или иначе, проявляются в каждой отрасли. Просто форум станет еще более практичным с конкретной целью, с конкретными рекомендациями не только нашему министерству, но и для всех стран БРИКС+. Поэтому на форуме, мы предполагаем, будет много выступлений представителей этого межгосударственного объединения. Форум 2024 года станет более сфокусированным в этом плане. Не просто глобальные тенденции во всем мире, а о том, как эти тенденции отразятся на странах БРИКС и конкретно на энергетической отрасли, например.
— ESG-повестка совсем ушла из обсуждений? На первом форуме, я помню, это было стержнем всей программы.
— Да, ESG как система рейтингов отошла сейчас на второй, а может быть, и на третий план. Сейчас меняется вся мировая архитектура, архитектура экономики, политики, нас явно ждет смена элит, мы стоим на пороге нового технологического уклада. Это вопросы более высокого порядка, чем рейтинг компаний для получения каких-то преференций при финансировании или налогообложении. Не скажу, что такое рейтингование сейчас совсем неактуально, просто нельзя начать вставлять окна в дом, у которого нет фундамента и стен. Мы, по сути, сейчас вернулись к фундаменту, мы договариваемся о принципах мирового развития с учетом новых технологий и нового капитализма, о котором мы с вами говорили два года назад. Поэтому повестка ESG сейчас не так актуальна, как в 2021 году. Мир изменился. Кстати, то же можно сказать о российском аналоге, который сейчас обсуждается и внедряется, — ЭКГ, экология, кадры, государство. Это все неплохо, но не факт, что потом не придется все переделать. Мы это четко видим с западной темой ESG. Два года назад — самая хайповая в крупном бизнесе. А сейчас? Куда все делось? Мы, кстати, начиная с этого года перестали называть наш форум ESG-форумом.
— Согласен. А с вашей точки зрения — куда все-таки движется сейчас современный мир?
— Хороший вопрос, на который непросто ответить. С одной стороны, останется все так же. Энергетика никуда не денется. Финансы останутся связующей нитью со всеми сферами экономики и социальной жизни. Огромное значение будет иметь экологическая повестка. Глобальное потепление никуда не делось, и производство в странах БРИКС+ растет, а значит, растет и антропогенная нагрузка на природу. Адаптация к климатическим изменениям и к нагрузке на экологию — это история лет на 25 минимум. Кроме того, мира без цифры уже не будет. Все, что может быть оцифровано, будет оцифровано. И, конечно, то, о чем мы сказали одними из первых, — это кадровые вопросы. Мир идет к новому профессионалу. Через пять лет понятие профессионал будет совсем другим, чем сейчас. Люди начнут разбираться в социальной повестке, разбираться в экологической повестке, они будут разбираться в цифре. То есть произойдет не только апгрейд капитализма, но и апгрейд самого человека. Люди будут обладать большим кругозором и, соответственно, будут более творчески подходить к своей работе и жизни. По сути, новый экономический уклад и новый технологический уклад будут определять новый социальный уклад.
— С точки зрения экологии какие тренды будут главными в следующем году?
— Мы видим три глобальных мероприятия в 2024 году, на которые будем ориентироваться. Это Конференция сторон по опустыниванию. Это становится одной из самых больших проблем, стоящих перед человечеством. Второе — это Конференция сторон по биоразнообразию. И третья — Конференция сторон по климату. Так что три сессии форума, открою секрет, соответственно, будут посвящены этим трем вопросам — опустынивание, биоразнообразие и климат. И, возвращаясь к рейтингам, любой из этих вопросов по важности сегодня на порядок превосходит проблематику «как называть ESG».
— А что вы ожидаете от Конференции сторон по климату, которая пройдет в начале декабря 2023 года в Дубае?
— Очевидно, главной темой станет энергетика. Второй вопрос — это финансирование климатической повестки. Это, наверное, самый больной вопрос, по которому страны не могут договориться уже давно. И третий, очень интересный вопрос, как ни странно, организационный — где будет проходить следующая Конференция сторон по климату в 2024 году. Какой стране будет доверено проведение этого саммита? Реально, очень интересно, глядя на события, которые сейчас происходят в геополитическом поле. В мире сейчас меняется все. Тем не менее экологическая повестка все время актуальна.
— Получается, что экология и люди, гармоничное сосуществование человека и природы, этот тренд не уходит с мировой сцены?
— Я бы сказал чуть-чуть иначе — экология, технологии и люди. Эта «тройка» станет позитивным драйвером, на мой взгляд, всей мировой повестки, как минимум на следующий, 2024 год. И мы — российское экспертное сообщество — вносим сегодня значимую лепту в формирование принципов взаимодействия этих трех факторов. Мы создали современную площадку для обсуждения ключевых вопросов, мы формируем программу и повестку. Это очень важно.