«Цель уничтожена!» Тайна южнокорейского «Боинга» по-прежнему не раскрыта

Компьютерное изображение «Боинга» 747-230B рейса 007. © / Anynobody / Commons.wikimedia.org

30 лет тому назад произошло событие, которое для всего мира могло иметь примерно такие же последствия, как убийство летом 1914 года в Сараево австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. В советском воздушном пространстве был сбит южнокорейский пассажирский «Боинг» с 269 пассажирами и членами экипажа.

   
   

Горячая «холодная» война

Обстановка в мире к тому моменту была и без того накалена. Американский президент Рональд Рейган объявил очередной «крестовый поход против коммунизма», и главной его мишенью, естественно, стал Советский Союз.

Политика разрядки была отброшена в сторону, начался новый виток гонки вооружений. Оба противоборствующих лагеря играли мускулами, чем только обостряли ситуацию.

Военные учения сил США у советских границ шли практически непрерывно. В небе вблизи районов размещения советских стратегических сил постоянно работали американские самолёты-разведчики. 4 апреля 1983 6 американских штурмовиков в районе Малой Курильской гряды вошли в воздушное пространство СССР на глубину до 30 км над территориальными водами СССР и провели условное бомбометание по территории советского острова Зелёный, сделав несколько заходов для атаки по наземным целям.

Каждая из сторон считала необходимым реагировать на враждебные выпады противника, что в итоге приближало ситуацию к моменту, когда «холодная война» могла перерасти в горячую.

«Боинг» меняет курс

31 августа 1983 года из Нью-Йорка вылетел самолёт «Боинг 747-230B» южнокорейской авиакомпании Korean Air, совершавший регулярный рейс до Сеула с промежуточной посадкой в Анкоридже. Странности, отмеченные уже постфактум, начались во время пребывания в Анкоридже. Самолёт задержался в аэропорту дольше, чем ему следовало. О причине этой задержки до сих пор точных данных нет. Ещё более интересно то, что вслед за ним с того же аэродрома взлетел ещё один аналогичный борт, который многие сторонники «конспирологических» версий потом назовут «самолётом-двойником».

Но вернёмся к «Боингу». Взлетев из Анкориджа, он должен был проследовать по официальной международной трассе R20, которая проходила над Тихим океаном восточнее Камчатки, а затем над Японией, огибая территорию СССР.

   
   

Однако почти сразу с момента вылета, который произошёл в 3:00 по местному времени, самолёт начал значительно отклоняться от намеченного маршрута к северу, направляясь в сторону воздушного пространства Советского Союза.

Рейд по закрытому району

В это время специалисты советской ПВО на Дальнем Востоке работали с полным напряжением сил. Покоя им не давал американский самолёт-разведчик RC-135, проводивший разведку в непосредственной близости от границ СССР.

Этот район вызывал у американцев повышенный интерес: здесь базировались атомные подводные лодки ВМФ СССР. В какой-то момент американский разведчик и появившийся в неположенном месте южнокорейский «Боинг» на радаре буквально слились.

«Боинг-747» и RC-135 имеют сопоставимые размеры и внешнее сходство, что в дальнейших событиях сыграет не последнюю роль.

Самолёт-разведчик RC-135, за который приняли южнокорейский «Боинг». Фото: Сommons.wikimedia.org

Средства ПВО зафиксировали иностранный самолёт, вторгшийся в воздушное пространство СССР. Как уже говорилось, никакого «Боинга» здесь не ждали, в отличие от разведчика.

По странному стечению обстоятельств, курс самолёта-нарушителя проходил не над безлюдными районами, а точно над запретной для полётов иностранных самолётов зоной, где были расположены военные объекты стратегического значения.

Происходящее вызвало переполох среди советского военного руководства. Когда неизвестный самолёт подошёл к Камчатке, на его перехват были высланы истребители МиГ-23. Однако настичь его они не сумели, ибо он вышел из воздушного пространства СССР.

Атака

Советские самолёты вернулись на базу, и инцидент мог бы этим ограничиться, но проблема в том, что «Боинг» продолжал отклоняться от маршрута и стал приближаться к Сахалину.

На этот раз его уже ждали. Навстречу нарушителю выслали Су-15 и МиГ-23, которые встретили «Боинг» в тот момент, когда он снова вошёл в воздушное пространство СССР в небе над Сахалином. К этому времени от положенного маршрута «Боинг» отклонился уже на 500 километров.

Су-15 — истребитель, осуществивший перехват. Фото: www.russianlook.com

Перехватчики шли за нарушителем, а в это время военное командование решало, что делать в данной ситуации. Тем временем «Боинг» вскоре мог второй раз выйти за пределы территории СССР.

Наконец, пилоту Су-15 Геннадию Осиповичу поступила команда: «Нарушителя сбить!». Пилот приготовился к атаке, но поступает новая команда: «Принудить нарушителя к посадке!». Советский лётчик пытался подавать сигналы, израсходовал практически весь запас снарядов на предупредительные выстрелы, однако никакой реакции от «Боинга» не добился. Кроме одной — самолёт-нарушитель снизил скорость, чем поставил Су-15 в неудобное положение, заставив его проскочить вперёд, поскольку иначе перехватчик рисковал свалиться в «штопор». Как рассказывал сам Осипенко впоследствии, именно эти действия развеяли у него последние сомнения в том, что перед ним самолёт-разведчик.

В этот самый момент с земли вновь поступает команда: «Нарушителя уничтожить!». У Осиповича практически не было запаса времени для выполнения приказа — «Боинг» уходил за пределы территории СССР, снаряды были практически израсходованы, кроме того, для выхода на позицию атаки необходимо было произвести сложный манёвр.

Геннадий Осипович был настоящим профессионалом и выполнил приказ — две ракеты с Су-15 поразили «Боинг»: одна попала в хвост, вторая в крыло. Нарушитель стал резко снижаться. «Цель уничтожена, выхожу из атаки», — доложил пилот. Подбитый «Боинг» исчез в ночной тьме. Самому Осиповичу было не до нарушителя — у него заканчивались не только боеприпасы, но и топливо. Перехватчики вернулись на базу.

Истерия с последующим отрезвлением

О том, кого на самом деле сбили советские силы ПВО, стало известно из сообщений зарубежных СМИ. Они же получили информацию от американских военных, которые во всей этой истории выступили в роли молчаливых свидетелей, наблюдавших за происходящим.

Антисоветская истерия на Западе приняла невиданный размах. Президент Рейган объявил СССР «империей зла», самые горячие головы требовали «ответного удара», в Южной Корее жгли советские флаги.

40-й президент США Рональд Рейган. Фото: www.globallookpress.com

История подавалась в одном ключе — гнусные советские звери сознательно напали на мирный пассажирский самолёт, погубив сотни женщин и детей.

Позднее, в период перестройки, приступ аналогичной истерики случится и в СССР. К подполковнику Осиповичу в дом начнут ломиться журналисты, интересующиеся, мучают ли пилота «мальчики кровавые в глазах» и хорошо ли спит по ночам «убийца мирных граждан»?

Отрезвление начнётся постепенно, причём на Западе. После того как в 1988 году военные США собьют иранский пассажирский самолёт в Персидском заливе, в американских СМИ признают: с проклятиями в адрес СССР погорячились. В конце концов русские сбили самолёт над своей территорией, а не за тысячи километров от собственных берегов.

А после 11 сентября 2001 года, когда террористы используют пассажирские самолёты для атаки на Всемирный торговый центр и Пентагон, ситуация изменится в корне. Теперь гражданский самолёт, изменивший курс и не отвечающий на запросы диспетчеров, признаётся легитимной целью вне зависимости от того, есть на нём пассажиры или нет.

Могли ли пилоты заблудиться?

В 1983 году Советский Союз вчистую проиграл информационную войну вокруг ситуации с «Боингом». Сначала о данном инциденте вообще ничего не говорили, потом стали говорить полуправду, которая, как известно, хуже лжи. В результате репутации страны был нанесён огромный ущерб. И, что особенно обидно, ущерб незаслуженный.

Последующее расследование, проведённое в связи с гибелью «Боинга» Международной организацией гражданской авиации, фактически снимет вину за инцидент с Советского Союза. Главными виновниками трагедии назовут корейских пилотов, неправильно настроивших автопилот и не выполнявших надлежащих проверок для уточнения текущих координат. Вследствие этого корейцы не заметили, что забрались в воздушное пространство СССР на глубину до 500 километров.

Плановый и реальный маршруты «корейского Боинга». Фото: Commons.wikimedia.org / Mgarin73

Однако у многих специалистов, изучавших события 1 сентября 1983 года, есть серьёзные сомнения относительно этой версии. «Боинг» пилотировал опытный экипаж, отлично знавший не только оборудование воздушного судна, но и маршрут полёта. Кроме того, пилоты прекрасно знали, чем чревато нарушение пролегавшей недалеко от их трассы границы Советского Союза. Ведь за пять лет до этого в схожих обстоятельствах южнокорейский «Боинг» был сбит на севере России. По счастью, тогда нанесённые самолёту повреждения не привели к катастрофе — пилоты посадили машину на лёд замёрзшего озера, в результате инцидента погибли только два человека. Кстати, пилоты того «Боинга» полностью признали свою вину за происшедшее.

Что видел Осипович?

Официальное расследование пришло к выводу о том, что пилоты «Боинга» не видели перехватчиков и не заметили предупредительных выстрелов. Однако в эту картину не вписывается тот самый роковой манёвр «Боинга», из-за которого Геннадий Осипович окончательно определил неизвестный самолёт как разведчик.

Теперь что касается самого советского пилота. Как признавался позже Осипович, его обучали распознавать военные иностранные самолёты, а вот гражданских наши пилоты попросту не знали. Да, на лайнере были сигнальные огни и ряды иллюминаторов. Но в темноте и при дефиците времени чётко понять, с каким судном он имеет дело, Осипович просто не мог. Кроме того, признаки гражданского самолёта могли быть и маскировкой самолёта-разведчика. А главное, поведение пилотов нарушителя убедило, что это не самолёт с пассажирами.

Куда делись трупы и почему молчали американцы?

По официальной версии, сбитый «Боинг» рухнул в океан, все 269 человек на его борту погибли. Но вот ещё одна странность — на дне на месте падения нашли крайне мало человеческих останков. Объясняют это так — сильное течение, прожорливые рачки и крабы. Однако есть и другая версии — пассажиров на борту «Боинга» вовсе не было. Куда они делись? Любители конспирологии полагают, что они летели на том самом «самолёте-двойнике», вылетевшим из Анкориджа вслед за «Боингом». А вот дальше версии расходятся: одни убеждены, что он также был уничтожен, другие полагают, что мнимых жертв надёжно спрятали, сменив имена и место проживания. Всё это, как считается, было частью масштабной операции спецслужб США против СССР.

Невероятно и смахивает на бред? Но как объяснить пассивность и невмешательство американских военных, которые при помощи своих средств слежения наблюдали всю ситуацию в развитии, но не сделали ничего для предотвращения трагической развязки? А ведь на борту «Боинга» находились и американские граждане!

Вместо этого США предпочли представить полученные данные как доказательство страшного злодеяния Советского Союза.

Если Советский Союз, а вслед за ним и Россия достаточно подробно осветили всё то, что связано с этой трагедией со своей стороны, то и США, и Южная Корея явно не готовы рассказать во всех подробностях о том, что именно произошло 1 сентября 1983 года. Видимо, тридцать лет — недостаточно долгий срок для раскрытия всех тайн.

Человек долга

Есть в этой истории человек, сначала не оценённый по достоинству, а затем и вовсе оклеветанный. Я говорю о пилоте Су-15 Геннадии Осиповиче. Власти Советского Союза, перепуганные международной реакцией, отметили лётчика, в трудных условиях выполнившего боевую задачу, скомкано и невнятно, тем самым как бы поставив его действия под сомнения. Осиповича наградили орденом Красной Звезды, досрочно присвоили звание подполковника, но при этом спешно отправили служить на другой конец страны, опасаясь, что на Дальнем Востоке ему якобы могут отомстить проживающие там советские корейцы.

Позднее же, как уже говорилось, на подполковника Осиповича и вовсе полились вёдра помоев, обвинения чуть ли не в «преступлении против человечества».

Давайте будем объективными: военный лётчик Геннадий Осипович всю жизнь посвятил защите Родины. По её приказу он вышел на перехват самолёта, нарушившего воздушное пространство нашей страны. Получив приказ на уничтожение нарушителя, он чётко и добросовестно исполнил свой воинский долг.

Советские граждане могли не опасаться града бомб на свои головы именно потому, что их покой охраняли такие люди, как Геннадий Осипович. И хочется верить, что нынешние военные лётчики будут брать пример с человека, блестяще выполнившего свою боевую задачу в небе над Сахалином 1 сентября 1983 года.

Смотрите также: