Помогут ли Украине МиГ-21, которые им собирается передать Румыния?

Ответ редакции

Министр иностранных дел Румынии обсудил военную помощь страны Украине. В частности, на повестке был вопрос передачи Украине МиГ-21 LanceR румынской армии. Отмечалось, что это «возможно», в зависимости от развития ситуации в соседней стране. АиФ.ru решил разобраться, как поставка МиГ-21 повлияет на расстановку сил. 

   
   
МиГ-21. Фото: РИА Новости/ Ю. Кравчук

Напомним, что Минобороны Румынии приняло решение с 15 апреля приостановить эксплуатацию самолетов МиГ-21 LanceR, их заменят самолеты F-16. Причина — многочисленные неполадки в работе двигателей и отдельных узлов самолета. Всего в военном авиапарке Румынии находится 36 указанных единиц. 

Море инцидентов

Данный тип условно модернизированных старых советских самолетов периодически падает даже во время тренировочных полетов. Последний такой случай с МиГ-21 ВВС Румынии произошел 3 марта этого года в уезде Констанца (юго-восток страны), пилот погиб. На его поиски вылетел вертолет, который тоже потерпел аварию, в которой погибли все семь членов экипажа. Инцидент произошел практически ровно через год, когда в районе Дедрад уезда Муреш по неустановленным причинам потерпел крушение точно такой же фронтовой истребитель.

В конце прошлого года в Индии во время тренировочного полета разбился самолет МиГ-21 ВВС страны, пилот погиб. Это была уже пятая авария с участием МиГ-21 в Индии в том году. Предыдущая катастрофа с этим самолетом произошла августе, тогда при крушении машины пилот выжил. Еще два инцидента, в результате которых пилоты МиГ-21 погибли, произошли в мае и марте, а первый инцидент с этой машиной произошел в январе, когда ВВС Индии сообщили о крушении самолета в результате «серьезной технической неисправности». Из более чем 900 МиГ-21, которые были получены ВВС Индии за 40 лет, разбились более 400 самолетов. При этом погибли более 130 пилотов. 

Ради справедливости стоит отметить высокий уровень аварийности в ВВС этой страны. Кроме «двадцать первых» здесь регулярно терпят аварии и катастрофы более современные крылатые машины, такие как Jaguar, Mirage 2000, МиГ-27, МиГ-29. Причиной происходящих инцидентов, как правило, являются ошибки в пилотировании и недостаточно хорошее состоянии техники.

Однако после происшествия именно в своей стране все самолеты Миг-21 решением Минобороны Румынии до выяснения причин катастрофы остаются на земле. Теперь им нашли «достойное» применение. Что же будет с ними в реальной боевой обстановке?..

Стар, как МиГ

МиГ-21 представляет собой советский лёгкий сверхзвуковой фронтовой истребитель третьего поколения, разработанный во второй половине 1950-х годов. Это самый распространённый сверхзвуковой самолёт в истории, также самый массовый истребитель 3-го поколения. 

   
   

Всего в СССР в период с 1959 по 1985 годы было создано 10 645 самолетов МиГ-21. По соглашению с Москвой о лицензировании и передаче технологий Индия построила 657 таких истребителей, а Чехословакия — 194 по лицензии. При довольно странных и сомнительных обстоятельствах Китайская Народная Республика приобрела в достаточном количестве самолеты и техническую документацию на них, чтобы потом скопировать МиГ-21 и превратить его в J-7/F-7. В 1966-2013 годах Китай выпустил около 2 400 таких истребителей. 

В процессе серийного производства неоднократно модернизировался и модифицировался в направлении повышения лётно-технических характеристик и развития функциональных возможностей (учебно-тренировочный, перехватчик, разведчик). Применялся во множестве вооружённых конфликтов. За характерную форму крыльев их прозвали «летающими балалайками».

С одной стороны, применение данных машин Индией показало преимущество во время американо-индийских учений Cope India, в ходе которых истребители МиГ-21 переиграли американские самолеты F-15С. Но очевидно, что свой век эти машины отслужили. 

Вред или польза

Эксперты считают, что МиГ-21 не принес бы особой пользы истребительной авиации на Западе. У него маленький радиус действия, мало вооружения, и в нем нет места для установки сложного электронного оборудования. Форма кабины ограничивает информированность пилота об окружающей обстановке. 

Находящиеся сегодня на вооружении МиГ-21 сильно отличаются от того истребителя, который был построен в 1959 году. Они оснащены совершенно другими, более сложными системами вооружений, в том числе ракетами Р-60 класса «воздух-воздух», Magic 2 и Python III. Кроме того, они оснащены более совершенным электронным оборудованием и системами связи, что позволяет им доставлять к цели высокоточные управляемые боеприпасы.