Полет ума. Модернизированный Су-57 получил искусственный интеллект

Истребитель Су-57, представленный на международном военно-техническом форуме «Армия-2022» в конгрессно-выставочном центре «Патриот». © / АГН Москва

21 октября состоялся первый полет модернизированного истребителя Су-57. В ходе полета проверили работу бортового оборудования и поддержку пилота в виде искусственного интеллекта. Фактически это второй пилот. Он может собирать информацию с многочисленных датчиков и предоставлять ее человеку.

   
   

Су-57 был сконструирован в ОКБ Сухого. В НАТО ему присвоили имя Felon. Последний испытательный полет длился 56 минут и прошел без каких-либо загвоздок. Его целью было испытание бортовых систем с элементами искусственного интеллекта. Новая технология сможет полноценно выполнять роль второго пилота.

Сообщалось, что самолет уже принял участие в боевых действиях на Украине. В сентябре в «Ростехе» заявили о скорой поставке партии истребителей в ВКС РФ. Российские ВКС до конца 2024 года должны получить на вооружение 22 истребителя Су-57, до 2027 — 76 самолетов.

Одно из главных его отличий — наличие «умной» обшивки. На поверхности установлены активные и пассивные радиолокационные и оптико-локационные станции, имеется и стандартная радиолокационная система с фазированной решеткой. Компьютер в автоматическом режиме анализирует все параметры полета — скорость, высоту, углы и другие параметры. Благодаря наличию такой сложной электроники самолет может маневрировать с сильными перегрузками, а пилот — быстро применять решения.

По мнению экспертов, искусственный интеллект будет играть все более активную роль в действиях истребителей. Это расширит возможности летательных аппаратов и повысит выживаемость. Скорее всего, такие системы будут применять в самолетах шестого поколения. Отчасти, за счет применения элементов искусственного интеллекта, новые самолеты станут действовать быстрее и эффективнее.

Уже сейчас искусственный интеллект — неотъемлемая часть истребителей. Они становятся все маневреннее, а потому требуется проводить больше вычислений, чтобы удержать их на выбранном курсе. Кроме того, ИИ активно применяют для обучения пилотов — например, когда перед человеком ставится задача сбить истребитель. В этом случае «машиной-жертвой» полностью управляет компьютер. Эксперты с удивлением отмечают, что некоторые нейросети учатся у человека — применяют те же трюки и ходы, что и он. С одной стороны, это настораживает, с другой — приближает нас ко времени, когда люди перестанут принимать участие в войнах в качестве бойцов, предоставив сражения технике.

В СМИ появлялись сообщения о том, что наиболее значимым аспектом модернизации является установка новых двигателей «изделие 30» (тяга около 16 тонн) вместо нынешних двигателей АЛ-41Ф-1 («изделие 117»), которые могут обеспечить тягу 14,5 тонны.

   
   

Источник

https://www.19fortyfive.com