Подводные перспективы. Что представляет собой подводная лодка «Арктур»?

Подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта 955А — «Борей-А». © / Фото: Павел Львов / РИА Новости

Форум «Армия-2022», проходящий в подмосковном парке «Патриот», вызывает отклики во всем мире. Британскую газету «Сан», например, очень заинтересовала модель подводной лодки «Арктур». Или лучше сказать — насторожила?

   
   

Британская газета The Sun относится к самым известным, но не самым уважаемым СМИ Соединенного королевства. Некоторые называют это издание «желтым». Но именно Sun порадовала своих читателей новостью о том, что Россия показала всему миру свою наисовременнейшую подводную лодку для того, чтобы продемонстрировать Западу некое «предупреждение». По мнению автора Тарика Тахира, «некоторые элементы подводной лодки выполнены в стиле злодеев из фильмов о Джеймсе Бонде». 

Конструкторы из Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» из Санкт-Петербурга наверняка смотрели хотя бы часть фильмов о коммандере (капитане 2-го ранга) ВМС Великобритании Бонде. Однако они вряд ли руководствовались их эстетикой при создании проекта своей подлодки. Хотя концепт-проект «Арктура», который показали на форуме «Армия», выглядит вполне футуристично.

Лодка из чернильницы

Газета сообщила читателям, что речь идет всего лишь о концепт-проекте, лишь ближе к концу материала. Кстати, а что это?

Концепт-проект — это крайне важная, но первоначальная стадия создания боевого корабля. На этом этапе оценивают, насколько возможно создать подобный корабль, во сколько это обойдется и стоит ли игра свеч. Исходя из этого, начинают вырисовываться его внешний облик и внутренняя конструкция. От концепт-проекта до спуска на воду первого в серии корабля могут пройти десятилетия.

«То, что Запад выказал некое беспокойство, это нормально, — поделился с aif.ru Александр Мозговой, военно-морской эксперт, редактор журнала “Национальная оборона”. — Хотя, по большому счету, пугаться “Арктура” еще рано. Сами представители “Рубина” говорили, что если лодка и появится в металле, то не раньше второй половины века. То есть лет через 25, если не больше. То, что было представлено на “Армии-2022”, это только концепт-проект, не конструкция, а предположительный облик конструкции. Многих технологий и материалов, которые заложены в этот проект, их сегодня просто не существует. Нет более компактных и мощных ядерных реакторов, нет баллистических ракет, которые превосходили бы нынешние по ТТХ, но при этом вписывались в габариты “Арктура”. А эти габариты, как было заявлено представителями КБ, на 20% меньше, чем у современных РПКСН проекта “Борей”. К тому же часть места в корпусе перспективной лодки ее разработчики собираются отдать под беспилотные подводные аппараты различного назначения. Один из них называется “Суррогат” и предназначается для имитации звука винтов и работы механизмов настоящей подводной лодки. Того “Суррогата”, который вписался бы в габариты “Арктура”, сегодня тоже не существует, его еще предстоит создать. То, что сейчас существует под этим названием, представляет собой здоровенную 25-метровую торпеду».

Винт без вала

Итак, что же будет представлять собой проект «Арктур», когда (и если) обретет жизнь? Это будет ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) пятого поколения. Его длина составит 134 метра, ширина — 15,7 метра, численность экипажа — около 100 человек. За счет более нового ракетного оружия «Арктур» будет на 20% меньше, чем нынешние РПКСН проекта «Борей». На «Армии» модели обеих субмарин были выставлены рядом, так что разницу габаритов можно было оценить невооруженным глазом. Уменьшение размеров — это важно. Оно, например, дает меньшую поверхность отражения, а это затрудняет обнаружение лодки противником.

   
   

Еще один шаг к большей скрытности «Арктура» должна дать новый двигатель, который разработчики позиционируют как «безвальный». Объясняем «на пальцах», что это такое.

Как работает обычная ядерная энергетическая установка? Реактор дает тепло, тепло дает пар, пар вращает турбину, турбина крутит вал с гребным винтом. В безвальной энергетической установке сначала все происходит так же, только турбина вырабатывает электрический ток, который подается на электродвигатель, который вращает гребной винт. Зачем это нужно? Для снижения шумности, которое может выдать подводную лодку. А один из основных источников шума это вращающиеся и трущиеся детали. Такие, например, как вал гребного винта и дейдвудная труба, через которую он проходит.

Беременный крейсер

Еще одной отличительной чертой модели РПКСН «Арктур» было вот что. Ближе к корме в корпусе был выполнен эдакий открывающийся ящичек, внутри которого моделисты поместили мини-субмарину. Из-за этого создавалось впечатление, что большая подводная лодка вот-вот родит маленькую. Впоследствии выяснилось, что может быть и двойня. 

К работе вместе с «Арктуром» уже сейчас готовят два роботизированных подводных аппарата — «Суррогат» и «Юнона». «Суррогат» должен отвлекать на себя внимание противолодочной обороны противника. «Юнона» — это подводный поисковый робот, который будет способен работать при спасательных операциях, картографировании дна, осмотре затонувших объектов и т. д.

Родит ли в дальнейшем «Арктур» «Юнону» и «Суррогат», пока сказать невозможно. Для этого как минимум необходимо знать, родится ли сам «Арктур».