Три года подряд, что случается довольно редко, Авиабаза армейской авиации в городе Кореновске Краснодарского края признаётся лучшей среди авиационных частей российских ВВС. Критериев, по которым дают первое место, много. Но главный - как лётчики умеют летать и стрелять.
А главное перед полётами, кроме шуток, - столовая. Если инструктаж и постановка задачи проходят за час до отрыва от земли, то подготовка лётчиков начинается за сутки. Ещё раз кроме шуток: за 24 часа до начала полётов лётчикам официально запрещается питаться дома, тем более в городском общепите - только в столовой родной части. Пилот в кабине вертолёта стоимостью 600 млн руб. (примерная цена вертолёта Ка-52) должен быть полностью здоров. За этим пристально наблюдают и военные медики, которые обязательно ставят свою подпись в предполётном листе.
«Охотник» и «Аллигатор»
Предшественник Кореновской авиабазы, 807-й штурмовой полк, получил боевое крещение под Сталинградом, а затем бил врага на Тамани, в Крыму, в Прибалтике, участвовал в освобождении города русской морской славы Севастополя. Здесь полк заслужил гордое наименование «Севастопольский». За всю историю соединения более тысячи военнослужащих были отмечены орденами и медалями, а 28 удостоены высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза и Российской Федерации.
Ныне в Кореновске базируются самые современные из наших ударных вертолётов - Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор». Хотя они и предназначены для одного и того же - борьбы с вражеской бронетехникой и пехотой, - «Охотник» и «Аллигатор» совершенно не похожи друг на друга. Первый построен по классической схеме: большой винт - вверху, маленький - на конце хвостовой балки. У второго заднего винта нет, зато вверху имеются сразу два, причём вращаются они в разные стороны. В первой машине пилот и штурман сидят друг за другом в разных кабинах, во второй - плечом к плечу. У Ка-52 убираются шасси, и он на 20% мощнее. У Ми-28 шасси не убираются. Вооружение на обоих вертолётах устанавливается примерно одинаковое, оба способны летать в сложных метеоусловиях, днём и ночью. В общем, на вопрос, какой из вертолётов лучше, лётчики отвечают по-разному. Кто на каком летает, тот такой и хвалит. Но каждый вертолёт, исходя из своего назначения, уникален. Принципиальная схожесть - в надёжности боевых машин.
Летающий компьютер
Есть старый авиационный анекдот: сын спрашивает у отца - штурмана фронтового бомбардировщика, - сколько будет пятью пять. Тот берёт свой основной инструмент - навигационную счётную линейку (похожа на логарифмическую, но сложнее), что-то на ней двигает и отвечает:
- Ну где-то от 24 до 26.
- А точнее?
- А зачем нам точнее?
Смешно, но совсем недавно, в Афганскую войну, в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, во время операции по принуждению Грузии к миру, вертолётчики прокладывали курс при помощи бумажной карты и авиационной линейки. На современных вертолётах за маршрут отвечает бортовой компьютер, который учитывает скорость ветра и даже температуру на разных высотах. Если надо быть в определённой точке, скажем, в 13.50, он подумает и укажет, какие скорость, курс и высоту надо иметь, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте. Правда, для этого нужно правильно ввести в компьютерную программу все данные. Человек на борту, как шутят вертолётчики нового поколения, нужен в основном для этого.
Сыграем в авиадартс?
В прошлом году Минобороны России изобрело новый армейский вид спорта - авиадартс. Так теперь называются соревнования по точности поражения экипажами летательных аппаратов различных наземных целей. Можно в Олимпийские игры включать. При том, естественно, условии, что зрителей на этом соревновании к мишеням близко не подпустят - стреляют-то боевыми.
Смотрите также:
- «Я был уверен, меня вытащат». Как Героя России спасли из логова террористов →
- Андрей с «края земли». Как киргизский механик боролся с асами Геринга →
- Иван Кожедуб - человек и истребитель →